Эпитет слово определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие либо его свойства

Эпитет слово определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие либо его свойства thumbnail

Попова: 90% туристов, вернувшихся в РФ с коронавирусом, приехали из Турции

<p>Глава Роспотребнадзора предложила «принять определенные меры»</p>

Московский “Макдональдс” введет систему чек-инов

<p>Компания уточнила, что у посетителей будут брать только номера телефонов, чтобы иметь возможность проинформировать их в случае обнаружения коронавируса у кого-либо из гостей</p>

Более 95 миллионов американцев проголосовали на выборах досрочно

<p>Это существенно выше аналогичного показателя на предыдущих выборах</p>

В Петербурге для потерявших работу из-за пандемии организуют обучение по 48 профессиям

<p>Участие в программе пройдут более 3 тыс. человек</p>

В Красноярске для борьбы с коронавирусом отключили бесплатный Wi-Fi

<p>По задумке властей, это сподвигнет жителей больше времени проводить дома</p>

В Нидерландах упавший с эстакады поезд спас хвост кита

<p>Речь, правда, не о настоящем ките, а об арт-объекте – скульптура остановила вагон</p>

В СК передано дело об избиении мужчины из-за ссоры в школьном чате в Волгограде

<p>Он скончался накануне</p>

11 русских туристов скончались в Турции от коронавируса

<p>“Конечно, это печально. Но надо понимать, что все это на более чем миллион российских граждан, посетивших курорты Турции с начала августа этого года”, – пояснил эксперт.</p>

На юге Москвы горят резервуары с газом

<p>Пожарным удалось локализовать огонь на площади в 300 кв. метров</p>

Пожар произошел в ангаре на юге Москвы

<p>Там хранилось около 650 баллонов с газом</p>

Франция намерена запретить турецкую ультранационалистическую организацию “Серые волки”

<p>Члены организации осквернили армянские памятники во Франции и ответственны за беспорядки</p>

Массовая вакцинация от коронавируса препаратом “Эпиваккорона” начнется в следующем году

<p>Пострегистрационные исследования начнутся в ноябре — декабре</p>

От гриппа в России привили 48,4 млн человек

<p>13 млн из них – дети</p>

В Сочи из-за птицы задержали вылет самолета в Новосибирск

<p>Специалисты осмотрели самолет и не обнаружили никаких повреждений</p>

Франция усилит пограничный контроль из-за терактов

<p>За последнюю неделю в стране произошло несколько нападений</p>

Главную роль в первом художественном фильме на МКС исполнит женщина

<p>У создателей фильма было два варианта сценария, но в процесс работы над фильмом они решили, что женский образ будет выигрышнее для картины</p>

Замглавы МИД России обсудил с дипломатами США обстановку в Ливии

<p>В РФ указали на важность обеспечения инклюзивного характера межливийского диалога</p>

СКР возбудил дело из-за удержания людей в приходе “старца из Чихачева”

<p>Им внушали, что у них есть смертельные болезни и что они могут быть в безопасности только в храме</p>

Число погибших при землетрясении в Турции увеличилось до 91

<p>Пострадавшими числятся 994 человека</p>

Московские школьники спасли упавшего на рельсы после инсульта мужчину

<p>Теперь героев ищут – они не назвали своих имен</p>

Магазины в США заколачивают окна в преддверии президентских выборов

<p>Жители опасаются массовых погромов и мародерства</p>

Погиб замкомандующего армией обороны Карабаха

<p>Ранее у карабахской армии сменился командующий</p>

В Минске завершился марш пенсионеров в поддержку студентов и рабочих

<p>Инцидентов зафиксировано не было</p>

В Турции задержаны девять строителей рухнувших в Измире домов

<p>Среди них его подрядчики и специалисты по технической экспертизе</p>

Зарубежные авиакомпании начали предлагать бесплатные билеты

<p>К акции «2 по цене 1» стали прибегать из-за падающего спроса</p>

Россияне могут вкладывать маткапитал в сельскую ипотеку

<p>Правительство расширило условия программы «Сельская ипотека»</p>

Правительство выделит еще 5,5 млрд рублей многодетным семьям на выплаты по ипотеке

<p>По словам Мишустина, льготы по ипотеке – одна из самых востребованных мер государственной помощи семьям с детьми</p>

СК задержал подозреваемого в убийстве “колбасного короля” Маругова

<p>Личность его соучастника сейчас устанавливают</p>

Читайте также:  Какое свойство живых организмов противоположное наследственности

Лёгкие 90-летнего актёра Ивана Краско поражены на 45 %

<p>“Врачи запаниковали, все запричитали. А я говорю: “Вы поживите с моё, ещё не такое будет поражение”, – рассказал Краско.</p>

СК Белоруссии возбудил дело о массовых беспорядках в Минске

<p>В совершении преступлений подозревают 231 человека</p>

Источник

Эпитет, его свойства и виды

Эпитет (от гр. epitheton — приложение) — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки.

Слезы людские, о слезы людские, 

Льетесь вы ранней и поздней порой… 

Льетесь безвестные, льетесь незримые, 

Неистощимые, неисчислимые…

(Ф. Тютчев)

Здесь эпитет «людские» определяет предмет («слезы»), а остальные эпитеты («безвестные», «незримые», «неистощимые», «неисчислимые») подчеркивают его различные стороны.

В то же время признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении. Это свойство эпитета и используется при создании художественного образа:

Не люблю я, весна золотая, 

Твой сплошной, чудно смешанный шум; 

Ты ликуешь, на миг не смолкая, 

Как дитя, без заботы и дум…

(Н. Некрасов)

Свойства эпитета проявляются в слове лишь тогда, когда оно сочетается с другим словом, обозначающим предмет и явление.

Так, в приведенном примере слова «золотая» и «чудно смешанный» приобретают свойства эпитета в сочетании со словами «весна» и «шум».

Возможны эпитеты, которые не только определяют предмет или подчеркивают какие-либо его стороны, но и переносят на него с другого предмета или явления (не выраженного непосредственно) новое, дополнительное качество:

И мы тебя, поэт, не разгадали, 

Не поняли младенческой печали 

В твоих как будто кованых стихах.

(В. Брюсов. «К портрету М. Ю. Лермонтова»)

Эпитет «кованый» переносит на стих один из признаков металла. Такие эпитеты называют метафорическими. Как видно, эпитет подчеркивает в предмете не только присущие ему, но и возможные, мыслимые, перенесенные черты и признаки.

Это не только дает основание причислить эпитет к группе тропов, но и позволяет использовать его как средство выражения авторских мыслей и настроений:

Сын революции, ты с матерью ужасной 

Отважно в бой вступил — и изнемог в борьбе…

(Ф. Тютчев. «Наполеон»)

Консервативные тенденции в мировоззрении автора находят здесь проявление в эпитете «ужасная», определяющем революцию.

В качестве эпитетов могут быть использованы различные (значимые) части речи. Существительное.

Мать-природа! Иду к тебе снова 

Со всегдашним желаньем моим…

(Н. Некрасов)

Прилагательное, деепричастие и даже глагол:

Под голубыми небесами 

Великолепными коврами, 

Блестя на солнце, снег лежит; 

Прозрачный лес один чернеет, 

И ель сквозь иней зеленеет, 

И речка подо льдом блестит.

(А. Пушкин)

Здесь эпитеты не только «голубыми», «великолепными», «прозрачный», но также и слова «блестя», «чернеет», «зеленеет», «блестит».

К особой группе эпитетов относятся постоянные эпитеты, которые употребляются только в сочетании с одним определенным словом: «живая» или «мертвая вода», «добрый молодец», «борзый конь» и т. д. Постоянные эпитеты характерны для произведений устного народного творчества. Распространенные попытки разграничить определение «логическое» или «необходимое» и эпитет как «образное определение» малопродуктивны, так как в стилистическом контексте всякое определение может иметь выразительное значение. В выражении «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» (И. Тургенев) слово «русский» может быть рассмотрено и как логическое определение, и как эпитет, так как завершает интонационное нарастание и получает поэтому особое стилистическое значение.

Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.

Источник

Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения[1]. Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии — прилагательным; но совпадение это только частичное.

Установившегося взгляда на эпитет нет в теории литературы: одни относят его к фигурам речи, другие считают, наряду с фигурами и тропами, самостоятельным средством поэтической изобразительности; одни считают эпитет элементом исключительно поэтической речи, другие находят его и в прозе.

Читайте также:  Объясните на каких свойствах веществ основан этот способ

Александр Веселовский охарактеризовал несколько моментов истории эпитета, являющейся, однако, лишь искусственно выделенным фрагментом общей истории стиля[2].

Теория литературы имеет дело только с так называемым украшающим эпитетом (epitheton ornans). Это название ведёт своё происхождение из старой теории, видевшей в приёмах поэтического мышления средства для украшения поэтической речи, однако только явления, обозначенные этим названием, представляют собой категорию, выделяемую теорией литературы в термине «эпитет».

Как не всякий эпитет имеет форму грамматического определения, так не всякое грамматическое определение есть эпитет: определение, суживающее объём определяемого понятия, не есть эпитет.

Логика различает суждения синтетические — такие, в которых сказуемое называет признак, не заключённый в подлежащем (эта гора высока), и аналитические — такие, в которых сказуемое лишь выявляет признак, уже имеющийся в подлежащем (люди смертны).

Перенося это различие на грамматические определения, можно сказать, что название эпитета носят лишь аналитические определения: «рассеянная буря», «малиновый берет» не эпитеты, но «ясная лазурь», «длиннотенное копьё», «Лондон щепетильный» — эпитеты, потому что ясность есть постоянный признак лазури, «щепетильность» — признак, добытый из анализа представления поэта о Лондоне, насыщенном мелким (щепет) галантерейным товаром.

Эпитет — начало разложения слитного комплекса представлений — выделяет признак, уже данный в определяемом слове, поскольку это необходимо для сознания, разбирающегося в явлениях; признак, выделяемый им, может казаться несущественным, случайным, но не таков он для творческой мысли автора.

Былина постоянно называет седло черкасским не для того, чтобы отличить данное седло от других, не черкасских, а потому, что это седло богатыря, лучшее, какое народ-поэт может себе представить: это не простое определение, а приём стилистической идеализации. Как и иные приёмы — условные обороты, типичные формулы — эпитет в древнейшем песенном творчестве легко становился постоянным, неизменно повторяемым при известном слове (руки белые, красна девица) и настолько тесно с ним скреплённым, что даже противоречия и нелепости не одолевают этого постоянства («руки белые» оказываются у «арапина», царь Калин — «собака» не только в устах его врагов, но и в речи его посла к князю Владимиру).

Это «забвение реального смысла», по терминологии A. H. Веселовского, есть уже вторичное явление, но и самое появление постоянного эпитета нельзя считать первичным: его постоянство, которое обычно считается признаком эпики, эпического миросозерцания, есть результат отбора после некоторого разнообразия. Возможно, что в эпоху древнейшего (синкретического, лирико-эпического) песенного творчества этого постоянства ещё не было: «лишь позднее оно стало признаком того типически условного — и сословного — миросозерцания и стиля, который мы считаем, несколько односторонне, характерным для эпоса и народной поэзии»[3].

В. П. Москвин разработал полиаспектную систему параметров систематизации эпитетов.

  1. По способу обозначения соответствующего признака (прямому либо косвенному) эпитетам с прямым значением (жёлтый луч) противостоят два типа эпитетов с переносным значением:

    • метафорические (золотой луч);
    • метонимические (зелёный шум). Метонимические эпитеты образуются в результате использования стилистического приёма смещения, или эналлаги [греч. ἐναλλαγή ‘изменение’], в силу чего метонимический эпитет иногда называют смещённым, ср.: терпкая лаванда, сухие иммортелилаванды терпкая печаль / сухая прелесть иммортелей (В. Андреева); гибкая вербаПредвижу пчёл членистоногих, / жужжащий воздух над рекой, / репейник шумный вдоль дороги / и вербу с гибкою тоской (Г. Шевченко).
  2. По семантическому параметру выделяют эпитеты:

    • цветовые (янтарный мёд);
    • оценочные (золотой век);
    • дающие психологическую, поведенческую, портретную характеристику либо характеризующие объекты по форме, размеру, температуре и т. д. Более подробная классификация в стилистике не практикуется, поскольку она будет дублировать семантическую классификацию прилагательных, разработка которой является задачей лексикологии.
  3. По функции в создании художественного образа эпитеты подразделяются на:
    • изобразительные (чёрные скалы), которые усиливают изобразительность, красочность речи;
    • лирические, или эмоциональные (печальная звезда), задача которых состоит в усилении эмоциональности речи. Эпитеты, суть которых состоит в интенсификации основного признака определяемого существительного (белый снег, голубое море), именуют тавтологическими, плеонастическими; ввиду того, что они подчёркивают характерное качество предмета, т. е. служат актуализации признака, их называют усилительными. В целом же эпитет подчинён задаче художественного изображения и эмоционально-образной интерпретации объекта, ср.: Гряды синеющих холмов И груды белых облаков На фоне мраморного неба. Если из этой стихотворной надписи на акварели М. Волошина убрать цветовые эпитеты и звуковую анафору (гряды – груды), стихотворение перестанет быть художественным текстом и превратится в простое название («Холмы и облака на фоне неба»). Этот эксперимент показывает, насколько велика роль эпитетов в художественной речи.
  4. В рамках структурной классификации выделяются эпитеты простые (дремучий лес) и сложные (пшенично-жёлтые усы), представленные полиосновными прилагательными. Сложный эпитет используется как средство свёртывания:
    • сравнений: белый, как снег, → белоснежный;
    • цепочки эпитетов: грустная сырая погода → грустно-сырая погода;
    • конструкций со значением принадлежности: конь с чёрной гривойчерногривый конь. Для русских текстов ХVIII в. характерен сверхсложный эпитет: хвалебночиннонебесноземнотрисвятовоспеваемый (Ф. Поликарпов); «Ода в громко-нежно-нелепо-новом вкусе» (П. Сумароков).
  5. По степени освоенности языком эпитеты подразделяются на общеязыковые и индивидуально-авторские. Характерными признаками общеязыковых эпитетов принято считать воспроизводимость и неоднократность употребления. Индивидуально-авторские эпитеты представляют собой, по определению В. М. Жирмунского, «новые и индивидуальные определения» (колючие звёзды, нецензурная погода).
  6. По степени устойчивости связи с определяемым словом эпитеты можно подразделить на свободные (белоснежная скатерть) и постоянные, образующие с определяемым словом «фразеологическое клише» (В. М. Жирмунский): святое Евангелие, светлое будущее.
  7. При стилистическом подразделении выделяют разговорные (цветастая радуга) и газетные эпитеты (прогнивший режим). В. П. Москвин отмечает, что эпитеты в целом довольно однородны в стилистическом отношении, поскольку составляют принадлежность художественной речи и, следовательно, имеют книжный оттенок. Среди книжных эпитетов выделяют поэтические эпитеты (легкокрылые мечты). В художественной речи используются народно-поэтические эпитеты – эпитеты фольклорного происхождения, освоенные литературным языком (красна девица, гусли звончатые). Фольклорные эпитеты, свойственные устному народному творчеству, стоят за пределами литературного языка и его носителями не употребляется (солнышко восхожее, жито ядренистое). Приметами фольклорного и народно-поэтического эпитета являются употребление его в краткой форме не только в функции сказуемого, но и как согласованного определения (красна девка), сдвиг ударения, особое (отличное от общеязыкового) значение и лексическая сочетаемость (белая заря).
  8. Количественная характеристика эпитетов. Несколько образных определений, дополняющих друг друга и дающих разностороннюю характеристику одного объекта, образующих цепочку эпитетов (золотистые ароматные сосны). Цепочки определений создаются в результате применения приёма, который называют нанизыванием эпитетов. Сочетание с фигурами повтора дает следующие разновидности эпитетов:

    • тавтологический, встречающийся в фольклорной речи (горе горькое), он повторяет корень опорного слова;
    • «сквозной» эпитет, который повторяется при нескольких словах. В. П. Москвин рассматривает эпитеты в узком понимании этого термина — как красочные прилагательные, оттеняющие существительное[4]. При более широком понимании считается, что эпитеты могут быть выражены не только именем прилагательным, но и наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).
Читайте также:  Какие бывают свойства информации

Эпитеты — очень распространённое в литературе понятие, без них трудно представить художественное произведение.

Одной из распространённых категорий метафорических эпитетов являются анималистические эпитеты.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Эпитет // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 1235—1236 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
  • Античные теории языка и стиля. СПб., 1996.
  • Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989.
  • Зеленецкий А. Л. Эпитеты литературной русской речи. М.: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1913.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. Л., 1979.
  • Горнфельд А. Г. Эпитет // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
  • Илиев И. Епитетът в славянобългарската агиография от 14-15 век
  • Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.
  • Лободанов А. П. К исторической теории эпитета (античность и средневековье) // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1984. Т. 43. № 3.
  • Москвин В. П. Эпитет в художественной речи // Русская речь. 2001. № 4 С. 28-32.
  • Никитина С. Е., Васильева Н. В. Экспериментальный системный толковый словарь стилистических терминов. М., 1996.
  • Озеров Л. А. Мастерство и волшебство: Книга статей. М., 1972.
  • Ухов П. Д. Постоянные эпитеты в былинах как средство типизации создания образа // Основные проблемы эпоса восточных славян. М., 1958.

Источник