Эпитет слово определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие либо его свойства
Попова: 90% туристов, вернувшихся в РФ с коронавирусом, приехали из Турции
<p>Глава Роспотребнадзора предложила «принять определенные меры»</p>
Московский “Макдональдс” введет систему чек-инов
<p>Компания уточнила, что у посетителей будут брать только номера телефонов, чтобы иметь возможность проинформировать их в случае обнаружения коронавируса у кого-либо из гостей</p>
Более 95 миллионов американцев проголосовали на выборах досрочно
<p>Это существенно выше аналогичного показателя на предыдущих выборах</p>
В Петербурге для потерявших работу из-за пандемии организуют обучение по 48 профессиям
<p>Участие в программе пройдут более 3 тыс. человек</p>
В Красноярске для борьбы с коронавирусом отключили бесплатный Wi-Fi
<p>По задумке властей, это сподвигнет жителей больше времени проводить дома</p>
В Нидерландах упавший с эстакады поезд спас хвост кита
<p>Речь, правда, не о настоящем ките, а об арт-объекте – скульптура остановила вагон</p>
В СК передано дело об избиении мужчины из-за ссоры в школьном чате в Волгограде
<p>Он скончался накануне</p>
11 русских туристов скончались в Турции от коронавируса
<p>“Конечно, это печально. Но надо понимать, что все это на более чем миллион российских граждан, посетивших курорты Турции с начала августа этого года”, – пояснил эксперт.</p>
На юге Москвы горят резервуары с газом
<p>Пожарным удалось локализовать огонь на площади в 300 кв. метров</p>
Пожар произошел в ангаре на юге Москвы
<p>Там хранилось около 650 баллонов с газом</p>
Франция намерена запретить турецкую ультранационалистическую организацию “Серые волки”
<p>Члены организации осквернили армянские памятники во Франции и ответственны за беспорядки</p>
Массовая вакцинация от коронавируса препаратом “Эпиваккорона” начнется в следующем году
<p>Пострегистрационные исследования начнутся в ноябре — декабре</p>
От гриппа в России привили 48,4 млн человек
<p>13 млн из них – дети</p>
В Сочи из-за птицы задержали вылет самолета в Новосибирск
<p>Специалисты осмотрели самолет и не обнаружили никаких повреждений</p>
Франция усилит пограничный контроль из-за терактов
<p>За последнюю неделю в стране произошло несколько нападений</p>
Главную роль в первом художественном фильме на МКС исполнит женщина
<p>У создателей фильма было два варианта сценария, но в процесс работы над фильмом они решили, что женский образ будет выигрышнее для картины</p>
Замглавы МИД России обсудил с дипломатами США обстановку в Ливии
<p>В РФ указали на важность обеспечения инклюзивного характера межливийского диалога</p>
СКР возбудил дело из-за удержания людей в приходе “старца из Чихачева”
<p>Им внушали, что у них есть смертельные болезни и что они могут быть в безопасности только в храме</p>
Число погибших при землетрясении в Турции увеличилось до 91
<p>Пострадавшими числятся 994 человека</p>
Московские школьники спасли упавшего на рельсы после инсульта мужчину
<p>Теперь героев ищут – они не назвали своих имен</p>
Магазины в США заколачивают окна в преддверии президентских выборов
<p>Жители опасаются массовых погромов и мародерства</p>
Погиб замкомандующего армией обороны Карабаха
<p>Ранее у карабахской армии сменился командующий</p>
В Минске завершился марш пенсионеров в поддержку студентов и рабочих
<p>Инцидентов зафиксировано не было</p>
В Турции задержаны девять строителей рухнувших в Измире домов
<p>Среди них его подрядчики и специалисты по технической экспертизе</p>
Зарубежные авиакомпании начали предлагать бесплатные билеты
<p>К акции «2 по цене 1» стали прибегать из-за падающего спроса</p>
Россияне могут вкладывать маткапитал в сельскую ипотеку
<p>Правительство расширило условия программы «Сельская ипотека»</p>
Правительство выделит еще 5,5 млрд рублей многодетным семьям на выплаты по ипотеке
<p>По словам Мишустина, льготы по ипотеке – одна из самых востребованных мер государственной помощи семьям с детьми</p>
СК задержал подозреваемого в убийстве “колбасного короля” Маругова
<p>Личность его соучастника сейчас устанавливают</p>
Лёгкие 90-летнего актёра Ивана Краско поражены на 45 %
<p>“Врачи запаниковали, все запричитали. А я говорю: “Вы поживите с моё, ещё не такое будет поражение”, – рассказал Краско.</p>
СК Белоруссии возбудил дело о массовых беспорядках в Минске
<p>В совершении преступлений подозревают 231 человека</p>
Источник
Эпитет (от гр. epitheton — приложение) — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки.
Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой…
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые…
(Ф. Тютчев)
Здесь эпитет «людские» определяет предмет («слезы»), а остальные эпитеты («безвестные», «незримые», «неистощимые», «неисчислимые») подчеркивают его различные стороны.
В то же время признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении. Это свойство эпитета и используется при создании художественного образа:
Не люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум…
(Н. Некрасов)
Свойства эпитета проявляются в слове лишь тогда, когда оно сочетается с другим словом, обозначающим предмет и явление.
Так, в приведенном примере слова «золотая» и «чудно смешанный» приобретают свойства эпитета в сочетании со словами «весна» и «шум».
Возможны эпитеты, которые не только определяют предмет или подчеркивают какие-либо его стороны, но и переносят на него с другого предмета или явления (не выраженного непосредственно) новое, дополнительное качество:
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах.
(В. Брюсов. «К портрету М. Ю. Лермонтова»)
Эпитет «кованый» переносит на стих один из признаков металла. Такие эпитеты называют метафорическими. Как видно, эпитет подчеркивает в предмете не только присущие ему, но и возможные, мыслимые, перенесенные черты и признаки.
Это не только дает основание причислить эпитет к группе тропов, но и позволяет использовать его как средство выражения авторских мыслей и настроений:
Сын революции, ты с матерью ужасной
Отважно в бой вступил — и изнемог в борьбе…
(Ф. Тютчев. «Наполеон»)
Консервативные тенденции в мировоззрении автора находят здесь проявление в эпитете «ужасная», определяющем революцию.
В качестве эпитетов могут быть использованы различные (значимые) части речи. Существительное.
Мать-природа! Иду к тебе снова
Со всегдашним желаньем моим…
(Н. Некрасов)
Прилагательное, деепричастие и даже глагол:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(А. Пушкин)
Здесь эпитеты не только «голубыми», «великолепными», «прозрачный», но также и слова «блестя», «чернеет», «зеленеет», «блестит».
К особой группе эпитетов относятся постоянные эпитеты, которые употребляются только в сочетании с одним определенным словом: «живая» или «мертвая вода», «добрый молодец», «борзый конь» и т. д. Постоянные эпитеты характерны для произведений устного народного творчества. Распространенные попытки разграничить определение «логическое» или «необходимое» и эпитет как «образное определение» малопродуктивны, так как в стилистическом контексте всякое определение может иметь выразительное значение. В выражении «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» (И. Тургенев) слово «русский» может быть рассмотрено и как логическое определение, и как эпитет, так как завершает интонационное нарастание и получает поэтому особое стилистическое значение.
Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.
Источник
Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения[1]. Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии — прилагательным; но совпадение это только частичное.
Установившегося взгляда на эпитет нет в теории литературы: одни относят его к фигурам речи, другие считают, наряду с фигурами и тропами, самостоятельным средством поэтической изобразительности; одни считают эпитет элементом исключительно поэтической речи, другие находят его и в прозе.
Александр Веселовский охарактеризовал несколько моментов истории эпитета, являющейся, однако, лишь искусственно выделенным фрагментом общей истории стиля[2].
Теория литературы имеет дело только с так называемым украшающим эпитетом (epitheton ornans). Это название ведёт своё происхождение из старой теории, видевшей в приёмах поэтического мышления средства для украшения поэтической речи, однако только явления, обозначенные этим названием, представляют собой категорию, выделяемую теорией литературы в термине «эпитет».
Как не всякий эпитет имеет форму грамматического определения, так не всякое грамматическое определение есть эпитет: определение, суживающее объём определяемого понятия, не есть эпитет.
Логика различает суждения синтетические — такие, в которых сказуемое называет признак, не заключённый в подлежащем (эта гора высока), и аналитические — такие, в которых сказуемое лишь выявляет признак, уже имеющийся в подлежащем (люди смертны).
Перенося это различие на грамматические определения, можно сказать, что название эпитета носят лишь аналитические определения: «рассеянная буря», «малиновый берет» не эпитеты, но «ясная лазурь», «длиннотенное копьё», «Лондон щепетильный» — эпитеты, потому что ясность есть постоянный признак лазури, «щепетильность» — признак, добытый из анализа представления поэта о Лондоне, насыщенном мелким (щепет) галантерейным товаром.
Эпитет — начало разложения слитного комплекса представлений — выделяет признак, уже данный в определяемом слове, поскольку это необходимо для сознания, разбирающегося в явлениях; признак, выделяемый им, может казаться несущественным, случайным, но не таков он для творческой мысли автора.
Былина постоянно называет седло черкасским не для того, чтобы отличить данное седло от других, не черкасских, а потому, что это седло богатыря, лучшее, какое народ-поэт может себе представить: это не простое определение, а приём стилистической идеализации. Как и иные приёмы — условные обороты, типичные формулы — эпитет в древнейшем песенном творчестве легко становился постоянным, неизменно повторяемым при известном слове (руки белые, красна девица) и настолько тесно с ним скреплённым, что даже противоречия и нелепости не одолевают этого постоянства («руки белые» оказываются у «арапина», царь Калин — «собака» не только в устах его врагов, но и в речи его посла к князю Владимиру).
Это «забвение реального смысла», по терминологии A. H. Веселовского, есть уже вторичное явление, но и самое появление постоянного эпитета нельзя считать первичным: его постоянство, которое обычно считается признаком эпики, эпического миросозерцания, есть результат отбора после некоторого разнообразия. Возможно, что в эпоху древнейшего (синкретического, лирико-эпического) песенного творчества этого постоянства ещё не было: «лишь позднее оно стало признаком того типически условного — и сословного — миросозерцания и стиля, который мы считаем, несколько односторонне, характерным для эпоса и народной поэзии»[3].
В. П. Москвин разработал полиаспектную систему параметров систематизации эпитетов.
- По способу обозначения соответствующего признака (прямому либо косвенному) эпитетам с прямым значением (жёлтый луч) противостоят два типа эпитетов с переносным значением:
- метафорические (золотой луч);
- метонимические (зелёный шум). Метонимические эпитеты образуются в результате использования стилистического приёма смещения, или эналлаги [греч. ἐναλλαγή ‘изменение’], в силу чего метонимический эпитет иногда называют смещённым, ср.: терпкая лаванда, сухие иммортели → лаванды терпкая печаль / сухая прелесть иммортелей (В. Андреева); гибкая верба → Предвижу пчёл членистоногих, / жужжащий воздух над рекой, / репейник шумный вдоль дороги / и вербу с гибкою тоской (Г. Шевченко).
- По семантическому параметру выделяют эпитеты:
- цветовые (янтарный мёд);
- оценочные (золотой век);
- дающие психологическую, поведенческую, портретную характеристику либо характеризующие объекты по форме, размеру, температуре и т. д. Более подробная классификация в стилистике не практикуется, поскольку она будет дублировать семантическую классификацию прилагательных, разработка которой является задачей лексикологии.
- По функции в создании художественного образа эпитеты подразделяются на:
- изобразительные (чёрные скалы), которые усиливают изобразительность, красочность речи;
- лирические, или эмоциональные (печальная звезда), задача которых состоит в усилении эмоциональности речи. Эпитеты, суть которых состоит в интенсификации основного признака определяемого существительного (белый снег, голубое море), именуют тавтологическими, плеонастическими; ввиду того, что они подчёркивают характерное качество предмета, т. е. служат актуализации признака, их называют усилительными. В целом же эпитет подчинён задаче художественного изображения и эмоционально-образной интерпретации объекта, ср.: Гряды синеющих холмов И груды белых облаков На фоне мраморного неба. Если из этой стихотворной надписи на акварели М. Волошина убрать цветовые эпитеты и звуковую анафору (гряды – груды), стихотворение перестанет быть художественным текстом и превратится в простое название («Холмы и облака на фоне неба»). Этот эксперимент показывает, насколько велика роль эпитетов в художественной речи.
- В рамках структурной классификации выделяются эпитеты простые (дремучий лес) и сложные (пшенично-жёлтые усы), представленные полиосновными прилагательными. Сложный эпитет используется как средство свёртывания:
- сравнений: белый, как снег, → белоснежный;
- цепочки эпитетов: грустная сырая погода → грустно-сырая погода;
- конструкций со значением принадлежности: конь с чёрной гривой → черногривый конь. Для русских текстов ХVIII в. характерен сверхсложный эпитет: хвалебночиннонебесноземнотрисвятовоспеваемый (Ф. Поликарпов); «Ода в громко-нежно-нелепо-новом вкусе» (П. Сумароков).
- По степени освоенности языком эпитеты подразделяются на общеязыковые и индивидуально-авторские. Характерными признаками общеязыковых эпитетов принято считать воспроизводимость и неоднократность употребления. Индивидуально-авторские эпитеты представляют собой, по определению В. М. Жирмунского, «новые и индивидуальные определения» (колючие звёзды, нецензурная погода).
- По степени устойчивости связи с определяемым словом эпитеты можно подразделить на свободные (белоснежная скатерть) и постоянные, образующие с определяемым словом «фразеологическое клише» (В. М. Жирмунский): святое Евангелие, светлое будущее.
- При стилистическом подразделении выделяют разговорные (цветастая радуга) и газетные эпитеты (прогнивший режим). В. П. Москвин отмечает, что эпитеты в целом довольно однородны в стилистическом отношении, поскольку составляют принадлежность художественной речи и, следовательно, имеют книжный оттенок. Среди книжных эпитетов выделяют поэтические эпитеты (легкокрылые мечты). В художественной речи используются народно-поэтические эпитеты – эпитеты фольклорного происхождения, освоенные литературным языком (красна девица, гусли звончатые). Фольклорные эпитеты, свойственные устному народному творчеству, стоят за пределами литературного языка и его носителями не употребляется (солнышко восхожее, жито ядренистое). Приметами фольклорного и народно-поэтического эпитета являются употребление его в краткой форме не только в функции сказуемого, но и как согласованного определения (красна девка), сдвиг ударения, особое (отличное от общеязыкового) значение и лексическая сочетаемость (белая заря).
- Количественная характеристика эпитетов. Несколько образных определений, дополняющих друг друга и дающих разностороннюю характеристику одного объекта, образующих цепочку эпитетов (золотистые ароматные сосны). Цепочки определений создаются в результате применения приёма, который называют нанизыванием эпитетов. Сочетание с фигурами повтора дает следующие разновидности эпитетов:
- тавтологический, встречающийся в фольклорной речи (горе горькое), он повторяет корень опорного слова;
- «сквозной» эпитет, который повторяется при нескольких словах. В. П. Москвин рассматривает эпитеты в узком понимании этого термина — как красочные прилагательные, оттеняющие существительное[4]. При более широком понимании считается, что эпитеты могут быть выражены не только именем прилагательным, но и наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).
Эпитеты — очень распространённое в литературе понятие, без них трудно представить художественное произведение.
Одной из распространённых категорий метафорических эпитетов являются анималистические эпитеты.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Эпитет // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 1235—1236 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
- Античные теории языка и стиля. СПб., 1996.
- Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989.
- Зеленецкий А. Л. Эпитеты литературной русской речи. М.: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1913.
- Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. Л., 1979.
- Горнфельд А. Г. Эпитет // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
- Илиев И. Епитетът в славянобългарската агиография от 14-15 век
- Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.
- Лободанов А. П. К исторической теории эпитета (античность и средневековье) // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1984. Т. 43. № 3.
- Москвин В. П. Эпитет в художественной речи // Русская речь. 2001. № 4 С. 28-32.
- Никитина С. Е., Васильева Н. В. Экспериментальный системный толковый словарь стилистических терминов. М., 1996.
- Озеров Л. А. Мастерство и волшебство: Книга статей. М., 1972.
- Ухов П. Д. Постоянные эпитеты в былинах как средство типизации создания образа // Основные проблемы эпоса восточных славян. М., 1958.
Источник