Из каких свойств складывается личность

Из каких свойств складывается личность thumbnail

Что такое «личность»? Можно ли использовать этот термин применительно к детям? Что должны знать педагоги
и родители о личности ребенка?

Из каких свойств складывается личность

Неповторимость каждого

До настоящего времени точного определения понятия «личность» не существует. Лаконично об этом не скажешь, объяснение «потянет» на несколько страниц и все равно не будет корректным и исчерпывающим. Врачи, психологи, педагоги используют этот термин, имея в виду неповторимое сочетание свойств каждого и то впечатление, которое человек производит при общении. При этом подразумевается, что облик человека и его индивидуальные черты как заданы природой, так и являются результатом влияния среды, социальных отношений, воспитания.

Кто-то считает, что личностями можно назвать только людей, достигших выдающихся результатов в определенной области – искусстве, литературе, науке, политике. Леонардо да Винчи, Ф.М. Достоевский, Колумб, Наполеон, Петр Первый, Эйнштейн… Этот список можно продолжать до бесконечности. Однако неповторимой личностью с определенным набором душевных качеств, со свойственными только этому субъекту талантами, направленностью интересов является любой человек, независимо от его социального статуса.

В сложной структуре личности ученые обращают внимание на разные компоненты, однако большинство исследователей главными считают темперамент, характер и способности.

Описано Гиппократом,
подтверждено Павловым

Темперамент – совокупность биологически обусловленных наследственных свойств, таких как уровень активности, преобладающее настроение, эмоциональность, способность к адаптации в изменяющихся условиях. Активность проявляется в целенаправленности, настойчивости в достижении цели, сосредоточенности в длительной работе. Говоря упрощенно, активный человек имеет больше шансов на успех, а вялый заметно ему проигрывает. Очень важны эмоциональная чувствительность, скорость реакций, та или иная изменчивость чувств. К существенным параметрам темперамента относятся экстраверсия или интроверсия. Экстраверсия проявляется открытостью, стремлением к общению и внешним впечатлениям, а интроверсия – противоположными качествами.

Еще в древности Гиппократ выделил 4 типа темперамента. Сангвиники – это уравновешенные, активные, энергичные, способные добиться поставленной цели люди. У холериков, по мнению Гиппократа, избыток желчи в организме, и поэтому они вспыльчивые, несдержанные и гневливые. Добиться желаемого холерикам мешают их неуравновешенность и часто меняющееся настроение. Флегматики, напротив, медлительные, невозмутимые, неизменно спокойные, не терпящие перемен субъекты. Они такие потому, что, как считали врачи древности, у них много слизи (флегмы). У меланхоликов преобладают сниженное настроение, неуверенность, вялость, склонность к панике, ожидание неудач. Это пессимистические натуры, нередко нуждающиеся в психологической поддержке.

Удивительно, но приведенная типология находит подтверждение в трудах Сеченова, Павлова и в работах современных ученых. Изученные И.П. Павловым процессы возбуждения и торможения в сочетании с различной подвижностью, силой и уравновешенностью нервных процессов есть не что иное, как физиологическая основа человеческих темпераментов. К примеру, холерик – тип неуравновешенный, сильный, подвижный, а флегматик – сильный, уравновешенный, инертный. Выделенные в мозгу гормоны, нейромедиаторы, эндорфины – аналоги тех жидкостей, соотношение и количество которых, по мнению Гиппократа, определяет темперамент человека.

Разумеется, не надо делить темпераменты на «хорошие» и «плохие». Ими нас одарила природа, они определяют наше отличие от других. Вместе с тем темперамент является основой для формирования индивидуальных черт характера.

Если темперамент обусловлен биологическими (природными) причинами и в ряде случаев наследуется, то характер формируется социальными факторами, воспитанием, образованием, средой. Главное в характере – направленность интересов, отношение человека к себе и к другим людям, действия, реакции и переживания в определенной ситуации.

Причина –
семейное воспитание

Характер – набор конкретных черт личности, позволяющих оценить субъекта как симпатичного, благородного, «легкого» или «неприятного», «дурного», «тяжелого».

Ведущее значение в становлении характера имеет семейное воспитание. В условиях жесткого контроля и высокой требовательности у ребенка развиваются заниженная самооценка, неуверенность в себе, нерешительность. При эмоциональной холодности, безразличии папы и мамы (воспитание по типу Золушки) появляется недоверчивость, настороженность, иногда жестокость. Отсутствие контроля и внимания со стороны родителей – гипоопека – приводит к вседозволенности, непредсказуемости поступков, нередко к асоциальным проявлениям в подростковом возрасте. Чрезмерная забота о ребенке – гиперопека – формирует пассивность, трудности в общении, недостаточную самостоятельность.

Важной структурной частью личности являются способности. Понятно, что у детей они существенно различаются. Все дети – разные по уровню интеллектуального развития, обучаемости, навыкам воображения, творческого применения полученных знаний. Мне нередко приходится объяснять родителям, что невысокую успеваемость их ребенка в школе не всегда можно объяснить плохими способностями или слабым умственным развитием. Для успехов в школе не меньшее значение имеют познавательные интересы, умение проявить волю, настойчивость, желание трудиться.

Читайте также:  Какой сплав имеет лучшие литейные свойства

Делим на типы

Если при принятии решений человек основывается на логике, если он склонен все планировать, анализировать, сопоставлять, объяснять, то его следует относить к логическому типу. Стремление действовать под влиянием чувств, импульсивность, неожиданность решений, поступки, продиктованные сиюминутными соображениями, свойственны эмоциональному типу.

Познание мира с опорой на реальные ощущения характерно для сенсорного типа, а живое воображение, домысливание и догадки в процессе изменения реальности свойственны интуитивному типу личности.

Люди рационального типа проявляют педантизм, последовательность и методичность в работе, они избегают импровизации и неожиданных перемен. В противоположность им иррационалисты легко трансформируют собственные планы, принимают не всегда взвешенные решения, проявляют непоследовательность в работе и вместе с тем легко перестраиваются и приспосабливаются к меняющимся условиям. Названные психологические типы (рациональный, интуитивный, логический и др.) детально изучены К. Юнгом.

Выделенные И.П. Павловым мыслительный и художественный типы высшей нервной деятельности имеют значительное сходство с типологией Юнга. Следует лишь подчеркнуть, что все, о чем я рассказываю, имеет отношение к психологии здоровой, нормальной личности и может быть использовано в целях самопознания, самосовершенствования и психокоррекционных занятий.

Личность формируется до 20–25 лет. Поэтому детские психиатры не прибегают к диагнозам, указывающим на изменения зрелой личности. Однако в отдельных случаях уже в 3–5 лет врачи замечают симптомы явной личностной аномалии.

Знания об определенных особенностях личности позволяют предсказать поведение ребенка в той или иной ситуации. Это возможно, так как черты характера достаточно стабильны, неизменны, устойчивы, а предполагаемые способы реагирования людей в зависимости от их характера давно описаны.

Полной, удовлетворяющей всех специалистов, типологии личностей не существует. Психологи, чтобы представить характер человека, используют пять основополагающих признаков: экстраверсия–интроверсия, доброжелательность–недоброжелательность, ответственность–безответственность, уравновешенность – эмоциональная неустойчивость, творческие способности – отсутствие познавательного интереса.

Особенности,
которые определяют
нашу жизнь

Ученые уже 150 лет спорят, что важнее для формирования личности – наследственность, то, что заложено матушкой-природой, или воспитание, семейные традиции, условия, в которых растет ребенок, иначе говоря, внешние факторы. Однозначного ответа нет, потому что в развитии детей все имеет значение: хорошая генетика, полноценное питание, доброжелательное отношение близких, полученное образование, мировоззренческие установки. Природные предпосылки очень важны для достижения жизненного успеха: без соответствующих внешних данных не поступить в театральное училище, а без развитой мышечной массы и ловкости не добиться спортивных успехов. И все же мы знаем талантливых актеров, не обладающих привлекательной внешностью. Следовательно, человек – существо особенное, многое в его жизни определяется характером.

Личностные особенности подростка следует учитывать при выборе профессии. Человек вспыльчивый, несдержанный, недисциплинированный вряд ли будет хорошим офицером; застенчивому, робкому, нерешительному трудно выполнять обязанности руководителя; актеру помогают яркая эмоциональность, склонность к демонстративности, театральности поведения. Люди с инертным мышлением, вероятно, не смогут работать авиадиспетчерами, а чувствительные или чрезмерно брезгливые – хирургами.

Известно, что предрасположенность к заболеваниям обусловлена типом личности. Люди с рациональным складом ума, замкнутые, эмоционально неяркие чаще заболевают шизофренией; меланхолики – неврозами; чувствительные, ранимые – депрессиями. Таким образом, личностные особенности играют важную роль в нашей жизни – в учебе, работе, социальных установках, в здоровье и болезни.

Источник

Личность обладает неповторимым набором качеств, приобретенных в течение жизни. Эти свойства называют чертами характера. Они указывают на тип и структуру личности, обуславливают ее поведение и поступки. Черты характера изменяются под влиянием внешних условий, в т. ч. обучения и воспитания.

ЧТО ТАКОЕ ХАРАКТЕР

Характер – критерий оценки человека. В психологии данный термин представляет собой комплекс индивидуальных и относительно устойчивых психических качеств, которые оказывают влияние на все проявления и действия.

Характер еще называют поведенческим синдромом. Это система стойких, типичных для человека мотивов и способов поведения, сформированная под влиянием социальных условий. При этом под влиянием обстоятельств качества могут изменяться, иногда – на кардинально противоположные, если в сложившейся ситуации это будет оптимальным решением.

Читайте также:  До какой температуры сталь сохраняет свойства

Характер – понятие, охватывающее социально важные и динамические особенности поведения человека. Первые позволяют ему эффективно адаптироваться в имеющейся социальной среде. Вторые обусловлены его природными качествами.

Еще один важный термин в психологии – склад характера (стабильные качества, сложившийся способ взаимодействия с действительностью).

Знание черт характера человека позволяет прогнозировать его поведение в различных ситуациях. Для оценки психологии индивида рассматривают те качества, которые отличают его от других и имеют целостную структуру.

Классификация черт характера

Существует 4,5 тыс. черт характера. Все они подразделяются на 2 класса – первичные и вторичные, каждый из которых состоит из нескольких групп. В каждую категорию могут входить как отрицательные, так и позитивные черты.

Первичные качества формируются на базе психических процессов и состояний, регулируют активность и поведение человека. Они связаны с его функциями и основываются на свойствах темперамента. К 1-му классу относятся следующие группы черт:

  • Познавательные (интеллектуальные) – характеризуют отношение индивида к познанию и творчеству. Это любознательность, наблюдательность, инициативность.
  • Эмоциональные – выражают уровень принятия или непринятия внешнего или внутреннего воздействия какого-либо объекта, другого человека или самого себя. В эту группу входят тревожность, апатичность, агрессивность, вспыльчивость, а также жизнерадостность, оптимистичность, добродушие, любвеобильность.
  • Волевые – характеризуют отношение индивида к сложностям, способность преодолевать препятствия и завершать начатое дело.Черты, обеспечивающие силу действия и преодоление препятствий – смелость, мужественность, решительность, целеустремленность. Волевые свойства, обуславливающие регулирование поведения: организованность, пунктуальность и дисциплинированность.
  • Коммуникативные – выражают способность к межличностному взаимодействию. Это коммуникабельность, открытость и внимательность, с одной стороны, и замкнутость, застенчивость, равнодушие – с другой.
  • Психомоторные – определяют особенности двигательной активности человека. Положительные качества из этой группы: энергичность, ловкость и сила. Отрицательные: неловкость, неуклюжесть, слабость и медлительность.

Вторичные характеристики имеют нравственно-смысловую нагрузку и отражают отношение индивида:

  • К другим людям. Это общительность, уважительность, тактичность, вежливость, чуткость, равнодушие, неуважение, черствость, грубость и надменность.
  • К себе. В этот список входят скромность, самокритичность, самостоятельность, чувство собственного достоинства, эгоцентричность, хвастливость, гордость, наглость и тщеславие.
  • К деятельности. Это трудолюбие и даже трудоголизм, инициативность, усидчивость, усердность, настойчивость, исполнительность, добросовестность, ответственность и безответственность, суетливость, безалаберность и лень.
  • К природе. Это заботливость, ответственность, рачительность, доброта и осторожность.
  • К предметам как к результату деятельности. Это аккуратность и неаккуратность, бережливость и небрежность, щедрость и скупость.

Градация по Олпорту

Американский психолог Гордон Олпорт разделил типы характера на 3 диспозиции в зависимости от степени развитости отдельных черт характера:

  • Кардинальные качества, доминирующие на протяжении всей жизни человека и часто являющиеся его отличительными чертами. Они достаточно редки и проявляются в зрелом возрасте.
  • Центральные черты, формирующие основные личностные устои. Они достаточно устойчивы и определяют поведение и поступки индивида в различных ситуациях. Это общие характеристики, которые используют для описания человека: честный, воздержанный, умный, спокойный и др.
  • Вторичные свойства, связанные с отношением к чему-либо. Чаще всего они проявляются в ряде ситуаций: боязнь выступать перед аудиторией, нетерпеливость при длительном ожидании и др.

Структура характера

Структура характера – это закономерное взаимодействие и взаимозависимость отдельных его черт. Знание структурности позволяет прогнозировать поведение человека и наличие у него других взаимосвязанных качеств.

В результате закономерного взаимодействия образуется цельная структура.

По отношению к структурности свойства характера делят на 3 группы:

  • Определяющие поступки человека в выборе цели деятельности: рациональность, расчетливость и др., а также противоположные им качества.
  • Направленные на достижение поставленной цели: настойчивость, целеустремленность, последовательность. Кроме того, пассивность, непоследовательность и др.
  • Инструментальные, связанные со свойствами темперамента: интроверсия-экстраверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-вспыльчивость, пластичность-ригидность, активность-пассивность и др.

В психологии принято выделять в структуре характера форму и содержание. Содержание включает качества, выражающие направленность (устойчивые потребности человека, установки, принципы, интересы, цели) и систему взаимоотношений индивидуума с окружающей действительностью.

Читайте также:  Хром какие свойства проявляет

На содержание оказывает влияние жизненный уклад, социальное окружение, воспитание, образование, обстоятельства. Форма характера – это способ выражения отношений, устойчивые эмоциональные и волевые особенности поведения и темперамента.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА

Виды темперамента формируются на основе 4 типов высшей нервной деятельности, 3 сильных (холерик – безудержный, сангвиник – живой, флегматик – спокойный) и 1 слабого (меланхолик):

  • Сангвиник. Для типа свойственны такие черты, как экстраверсия, активность, открытость, живость, дружелюбие, жизнерадостность, любознательность, коммуникабельность, эмоциональная стабильность, находчивость, высокая работоспособность при низкой утомляемости. Сангвиники не проявляют чувствительность по мелочам. Они оптимисты, хорошо адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, умеренно реагируют на раздражители, отлично усваивают информацию. Возможные недостатки: легкомыслие, переоценка своих возможностей, поверхностность.
  • Холерик. Типу свойственны экстраверсия, эмоциональная нестабильность, вспыльчивость, нетерпеливость, импульсивность, раздражительность, эмоциональность, высокая активность и реактивность, работоспособность, оптимистичность, энергичность, инициативность, харизматичность. Вероятные недостатки: грубость, агрессивность, несдержанность, неуравновешенность.
  • Флегматик. Характерные качества: интроверсия, эмоциональная стабильность, спокойствие, замедленная реактивность, высокая активность и работоспособность при низкой утомляемости, высокая степень контроля эмоций, действий и мыслей, самообладание, сдержанность, терпение, невозмутимость, педантичность, упорство, уравновешенность.Возможны вялость, лень, пассивность, безразличие, заторможенность.
  • Меланхолик. Для типа характерны интроверсия, высокая чувствительность и эмоциональная возбудимость, мягкость, отзывчивость, рассудительность, инертность, пассивность, сентиментальность, робость, обидчивость, ранимость, нерешительность, боязливость, замкнутость, неуверенность, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, невнимательность, склонность к творчеству. Возможны депрессивность, подавленность, тревожность, мрачность, скрытность, пессимистичность, низкая стрессоустойчивость.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Негативные качества характера обусловлены ошибками воспитания, психологическими травмами, социальным окружением. Примеры качеств, имеющих отрицательное значение:

  • Агрессивность – стремление к конфликтам. Для ребенка эта черта является обязательной, поскольку он только учится защищать свои интересы. Агрессивный взрослый может провоцировать конфликт самостоятельно, используя оскорбления, клевету, крик или физическое воздействие.
  • Безразличие – сознательное или бессознательное отсутствие интереса к обозначенному предмету, человеку, событию, обязанностям. Причиной может быть как врожденная холодность, так и недостаток нравственности, что в свою очередь является проблемой воспитания.
  • Болтливость – болезненная потребность быть участником диалога, независимо от содержания и уместности беседы, степени увлеченности ее предметом остальными участниками. Целью в этом случае является не обмен информацией, а удовлетворение желания поговорить.
  • Глупость – отсутствие умения или желания делать логически верные выводы даже из самых простых житейских задач, неспособность к критическому анализу, признание ценными сомнительные источники информации.
  • Гордыня – убеждение в своем социальном, моральном и интеллектуальном превосходстве над окружающими, отрицание возможности наличия достоинств у других людей. Причиной могут стать промахи в воспитании, деградация индивидуума по причине болезни, незрелость характера и недостаток нравственности на фоне высокого социального статуса.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Положительные качества характера приносят пользу, материальные блага, удовольствие, радость и другие позитивные эмоции. Определение, какие черты являются положительными, а какие отрицательными, происходит в соответствие с законами морали и нравственности.

Кроме того, у каждого человека имеются свои внутренние ориентиры, позволяющие определить, какие свойства являются позитивными для него самого и способствуют его успеху и благополучию.

Примером положительных качеств можно назвать деликатность, доброту, бескорыстность, умение сопереживать и сочувствовать, а также целеустремленность, работоспособность, активность.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА

Основные отличия характера от темперамента:

  • Темперамент влияет на динамику, манеру и стиль деятельности, характер – на ее содержание.
  • Содержание характера обусловлено двумя сторонами жизни человека: активностью (деятельностью) и пассивностью (бездеятельностью). Коррелируя в различных соотношениях, они стимулируют формирование различных качеств характера, совокупность которых может отличаться у лиц с одинаковым типом темперамента.
  • Условия, которые влияют на формирование характера (воспитание, окружение и др.) не воздействуют на темперамент.
  • Все типы темперамента являются вариантами нормы и не могут быть плохими или хорошими. Качества характера могут быть положительными или негативными (щедрость-скупость, уравновешенность-вспыльчивость).

Склад характера формируется на основе свойств темперамента, которые, в свою очередь, обусловлены типом нервной системы и закладываются при рождении. Качества характера могут формироваться в противовес темпераменту, корректируя его недостатки и проявления.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ НАША СТАТЬЯ: СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ!)

Источник