Информатика какими свойствами обладает историческая информация

Информатика какими свойствами обладает историческая информация thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 июля 2014;
проверки требуют 38 правок.

Истори́ческая информа́тика — междисциплинарная область исторических исследований, целью которой является расширение информационного, методического и технологического обеспечения исторической науки, а также апробация новых информационных технологий и методов в конкретно-исторических исследованиях. В основе исторической информатики лежит совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для создания, обработки и анализа оцифрованных исторических источников всех видов,.

История[править | править код]

Термин «историческая информатика» был введен в начале 1990-х годов Л. И. Бородкиным. Основные концепции и подходы исторической информатики разрабатываются на кафедре исторической информатики исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в сотрудничестве с рядом научно-образовательных центров, объединенных под эгидой межрегиональной ассоциации «История и компьютер» (АИК)[1], созданной в 1992 г. в качестве российской ветви Международной ассоциации «History and Computing». Среди наиболее активных центров следует упомянуть Историко-архивный институт РГГУ, Алтайский, Тамбовский, Петрозаводский университеты, Институт всеобщей истории РАН. С первых лет существования АИК заметную роль в развитии исторической информатики играет Белорусский университет.

Предысторию исторической информатики в СССР и России можно связывать с 1960-ми годами, когда источники по аграрной истории России XIX в. стали обрабатываться с помощью ЭВМ. Развитие исторической информатики в России обладало рядом особенностей, основной из которых является преемственность традиций отечественной школы квантитативной истории, лидером которой был академик И. Д. Ковальченко.

Структура[править | править код]

Теоретической основой исторической информатики является современная концепция информации (включая социальную информацию) и теоретическое источниковедение, а прикладной — информационные и компьютерные технологии[2]. В исторической информатике принято выделять ресурсную (инфраструктурную) и аналитическую (ориентированную на получение содержательно-значимых результатов) компоненты[3].

Направления исторической информатики включают электронную публикацию исторических источников, разработку исторических баз данных и тематических интернет-ресурсов, исторических геоинформационных систем, виртуальных 3d реконструкций объектов культурного наследия, использование компьютеризованных методов и технологий анализа статистических, структурированных, текстовых, визуальных и других источников, компьютерное моделирование исторических процессов, а также создание специализированного программного обеспечения и применение информационных технологий в историческом образовании (включая обучение в режиме онлайн).

Российское профессиональное сообщество, развивающее историческую информатику, имеет свои периодические и серийные издания. С начала 1990-х гг. издается Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер» (к концу 2017 г. опубликованы 46 выпусков), с 1994 г. — серия сборников «Круг идей — новое в исторической информатике» (12 выпусков). С 2012 г. выходит ежеквартальный журнал «Историческая информатика».

Проекты[править | править код]

Характерной чертой разработок в области исторической информатики является коллаборация исследовательских групп в рамках проектов, координируемых АИК. Так, проекты по изучению эволюции исторических профессий, по демографической истории были реализованы с участием историков из Алтайского, Тамбовского, С.-Петербургского и др. университетов. Российско-голландский проект по изучению эволюции мотивации труда в российской промышленности XIX—XX вв. выполнялся исследователями из МГУ, Тверского и Ярославского университетов, ИРИ РАН. Важным результатом этих проектов была разработка масштабных цифровых ресурсов. Ряд междисциплинарных проектов в русле исторической информатики был реализован кафедрой исторической информатики МГУ, включая проект по виртуальной реконструкции монастырских комплектов Москвы и проект по созданию масштабного информационного ресурса «Динамика экономического и социального развития России в XIX — начале ХХ вв.».

Современный этап[править | править код]

Российская историческая информатика на начальном этапе своего развития в целом следовала в русле международных (европейских) тенденций, хотя имела определённую специфику. Однако, когда в середине 2000-х гг. развитие исторической информатики (historical computing) за рубежом вошло в кризисную фазу, этот кризис практически не затронул траекторию поступательного развития российской исторической информатики, которая остается одним из успешных междисциплинарных направлений в исторической науке.

После середины 2000-х гг. европейская модель исторической информатики утратила свою идентичность и трансформировалась в существенно редуцированном виде в Digital History (цифровую историю) — часть Digital Humanities (цифровой гуманитаристики).

Сравнение «цифровой истории» с исторической информатикой позволяет сделать вывод, что сегодня между ними существуют существенные различия. «Цифровая история» связана, в основном, с применением цифровых медиа в задачах презентации и визуализации оцифрованных источников, в цифровой публичной истории. Историческая информатика является частью современной исторической науки, она включает теоретическую компоненту, связанную с источниковедческой оценкой электронных ресурсов, применяет аналитические компьютеризованные средства и при этом проводит апробацию компьютерных технологий в исторических исследованиях.

См. также[править | править код]

  • Цифровая антропология
  • Цифровые гуманитарные науки
  • Цифровая история

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Бородкин Л. И., Гарскова И. М. Историческая информатика: перезагрузка? // Вестник Пермского университета. Серия «История». 2011. Вып. 2 (16). С. 5–11
  • Володин А. Ю. Историческая информатика // Большая российская энциклопедия : электронная версия. — 2016. — 25 сентября. — Дата обращения: 12.03.2019.
  • Историческая информатика: новые методы и технологии исторического исследования // Электронного научно-образовательного журнала «История». 2015. № 8 (41).

Ссылки[править | править код]

  • Кафедра исторической информатики МГУ им. М. В. Ломоносова
  • Кафедра документоведения, архивоведения и исторической информатики АлтГУ
  • Лаборатория исторической и политической информатики ПГНИУ
  • Самарский центр аналитической истории и исторической информатики
  • Ассоциация «История и компьютер»

Источник

Термин “информация” происходит от латинского слова informatio, что означает сведения, разъяснения, изложение.

Информация – это настолько общее
и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово
вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.

В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют.

Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. “Информировать” в этом смысле означает “сообщить нечто, неизвестное раньше”.

Информация
– сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах,
свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы
(живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе
жизнедеятельности и работы.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может
содержать разное количество информации для разных людей – в зависимости
от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и
интереса к нему
.

Так, сообщение, составленное на
японском языке, не несёт никакой новой информации человеку, не знающему
этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего
японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное
на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

В случаях, когда говорят об
автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо
технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не
содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.

Применительно
к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую
последовательность символических обозначений (букв, цифр,
закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую
нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый
символ в такой последовательности символов увеличивает информационный
объём сообщения.

Более развёрнутое представление о существе рассматриваемых вопросов дается в:

11. Гейн А.Г. Земля Информатика: спецвыпуск газеты “Информатика”, 20, 22, 24, 26, 36, 38, 1996.

41. Брябрин В.М. Программное обеспечение персональных ЭВМ. – М.: Наука, 1989.

42. Цымбал В.П. Информатика и индустрия информации. – Киев: Выща школа, 1989.

1.3. В каком виде существует информация?
Информация может существовать в самых разнообразных формах:

  •  
    • в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
    • в виде световых или звуковых сигналов;
    • в виде радиоволн;
    • в виде электрических и нервных импульсов;
    • в виде магнитных записей;
    • в виде жестов и мимики;
    • в виде запахов и вкусовых ощущений;
    • в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.

Предметы, процессы, явления
материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки
зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.1.4. Как передаётся информация?
Информация передаётся в виде сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.

 канал связи 
ИСТОЧНИК———–®ПРИЁМНИК

Примеры:

    1. сообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника – специалиста-метеоролога посредством канала связи – телевизионной передающей аппаратуры и телевизора;
    2. живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т.д.) воспринимает информацию из внешнего мира, перерабатывает её в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности.


Передача информации по каналам связи часто сопровождается воздействием помех, вызывающих искажение и потерю информации.1.6. Что можно делать с информацией?
Информацию можно:

  •  
    • создавать;
    • передавать;
    • воспринимать;
    • иcпользовать;
    • запоминать;
    • принимать;
    • копировать;
  •  
    • формализовать;
    • распространять;
    • преобразовывать;
    • комбинировать;
    • обрабатывать;
    • делить на части;
    • упрощать;
  •  
    • собирать;
    • хранить;
    • искать;
    • измерять;
    • разрушать;
    • и др.

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

1.7. Какими свойствами обладает информация?
Свойства информации:

  •  
    • достоверность;
    • полнота;
    • ценность;
    • своевременность;
  •  
    • понятность;
    • доступность;
    • краткость;
    • и др.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел.

Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека.

Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка.

Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной.

Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.

Источник

История информатики как науки началась со второй половины XX века. Это было связано с появлением и распространением ЭВМ и начавшейся компьютерной революцией. Появление вычислительных машин в 40-50-е годы создало для информатики необходимую аппаратную поддержку, то есть благоприятную среду для ее развития как науки.

Однако, несмотря на свою короткую историю, информатика имеет длительную предысторию, связанную с особенностями накопления и обработки информации на разных этапах развития человеческого общества. Таким образом, всю историю информатики можно подразделить на два больших этапа: предысторию и саму историю.

Предыстория информатики

Предыстория информатики начинается с появления социального общества. В предыстории выделяют ряд этапов. Каждый из них характеризуется резким возрастанием по сравнению с предыдущим возможностей хранения, передачи и обработки информации.

Первый этап – освоение человеком развитой устной речи. У древних людей членораздельная речь и язык, на котором они говорили, стали играть роль средства хранения и передачи информации.

На втором этапе появилась письменность. По сравнению с предыдущим этапом резко возросла возможность хранения информации. Человек получил своего рода искусственную внешнюю память. Организация почтовых служб позволила использовать письменность как средство передачи информации, а не только хранения.

Возникновение письменности было необходимым условием для начала развития наук. С этим же этапом, по всей видимости, связано и возникновение понятия “натуральное число”. Все народы, обладавшие письменностью, владели понятием числа и пользовались той или иной системой счисления.

Третий этап – книгопечатание. Его можно назвать первой информационной технологией. Воспроизведение информации теперь оказалось поставленным на поток. По сравнению с предыдущим на этом этапе не столько увеличивалась возможность хранения информации (хотя и здесь был выигрыш: письменный источник – это часто один-единственный экземпляр, печатная книга – это целый тираж экземпляров, а следовательно, и малая вероятность потери информации при хранении), сколько повысилась доступность информации для всех людей, а также точность ее воспроизведения, то есть достоверность.

Четвертый и последний этап предыстории информатики связан с успехами точных наук (прежде всего математики и физики) и начинающейся научно-технической революцией. Этот этап характеризуется возникновением таких мощных средств связи, как радио, телефон и телеграф, а позднее и телевидение. Появились новые возможности получения и хранения информации – фотография и кино. К ним очень важно добавить разработку методов записи информации на магнитные носители (магнитные ленты, диски).

История информатики

С разработкой первых ЭВМ принято связывать начало истории информатики как науки. Для такой привязки имеется несколько причин.

Во-первых, сам термин “информатика” появился благодаря развитию вычислительной техники, и поначалу под информатикой понималась наука об автоматизации вычислений, ведь первые ЭВМ большей частью использовались для проведения числовых расчетов.

Во-вторых, выделению информатики в отдельную науку способствовало такое важное свойство современной вычислительной техники, как единая форма представления обрабатываемой и хранимой информации. Вся информация, вне зависимости от ее вида, хранится и обрабатывается на ЭВМ в двоичной форме.

Так получилось, что компьютер в одной системе объединил хранение и обработку числовой, текстовой (символьной) и аудиовизуальной (звук, изображение) информации. В этой универсальности состояла инициирующая роль вычислительной техники при возникновении и оформлении новой науки.

На сегодняшний день информатика и компьютерная наука представляют собой комплексные научно-технические дисциплины. Они объединяет ряд направлений, таких как теория информации, кибернетика, программирование, моделирование, аппаратное обеспечение и многое другое.

Источник

Информация. Свойства информации

Информация
обладает определенными свойствами. К
основным свойствам информации можно отнести достоверность, объективность,
полноту, актуальность, понятность и доступность (рис. 1).

Информатика какими свойствами обладает историческая информация

Рис.
1 Свойства информации

Информация
достоверна,
если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может
привести к принятию неправильных решений. Например, объявление, опубликованное
в сети Интернет, может содержать недостоверные сведения о характеристиках
какой-либо продукции. Покупатель, который поверил такому объявлению и приобрел
товар, может напрасно потратить деньги.

Информация
объективна,
если она не зависит от чьего-либо мнения или суждения. Объективную информацию
можно получить, например, с помощью исправных измерительных приборов. Сообщение
«Автомобиль двигался на большой скорости» содержит субъективную информацию.
Сообщение «Автомобиль двигался со скоростью 100 км/ч» будет объективным при
исправном спидометре.

Информация
полна,
если ее достаточно для принятия решений. Неполная информация может привести к
ошибочным выводам и действиям. Например, сообщение «Температура на улице 10
градусов» без уточнения «тепла» или «мороза» может привести к неправильному
выбору человеком верхней одежды.

Информация
актуальна,
если она необходима в настоящее время. Например, телеграмма о приезде друзей,
полученная своевременно, позволит вовремя их встретить. Устаревшая,
преждевременная или незначимая информация для человека является неактуальной.

Информация
понятна,
если она выражена на языке, понятном для человека. Например, записка на
испанском языке для человека, который не знает этого языка, будет непонятна.

Информация
доступна,
если имеет возможность ее получения. Различные барьеры могут сделать информацию
недоступной. Например, секретные документы, хранящиеся в архиве, невозможно
получить людям, которым доступ к таким архивам запрещен. Поэтому для этих людей
информация, содержащаяся в этих документах, будет недоступной.

Каждый
человек решает для себя вопрос о полезности и важности полученной информации в
зависимости от того, удовлетворяет или не удовлетворяет эта информация
перечисленным свойствам. Знание основных свойств информации помогает человеку
правильно оценивать получаемую информацию и принимать верное решение в каждом
конкретном случае.

Человек
постоянно получает информацию из окружающего мира, анализирует ее свойства,
выявляет существенные закономерности и тем самым познает мир. В процессе
понимания информации, ее анализа и применения на практике у человека
формируются знания. Одна и та же информация может приводить к появлению разных
знаний у разных людей. Сформированные знания человек использует в своей
деятельности. В то же время деятельность человека, способствует постоянному
пополнению его знаний об окружающем мире.

Знания
людей может разделить на два вида: декларативные и процедурные (рис. 2).

Информатика какими свойствами обладает историческая информация

Рис. 2 Виды знаний

Декларативные
знания
, по
своей сути, являются утверждениями и начинаются со слов «Я знаю, что…». К этому
виду относятся знания о конкретных объектах. Например, «Я знаю, что вещество,
энергия и информация являются основными ресурсами современного общества», «Я
знаю, что компьютер является универсальным устройством для работы с
информацией».

Процедурные
знания
,
определяют действия, которые надо выполнить для достижения поставленной цели.
Они начинаются со слов «Я знаю, как…». Например, «Я знаю, как подключить
принтер к системному блоку компьютера», «Я знаю, как записать алгоритм сложения
двух чисел». Декларативные и процедурные знания позволяют человеку сформировать
свое собственное представление о предметах, процессах и явлениях окружающего
мира.

Два подхода к
понятию “информация”.

Информация для
человека
– это
сведения, которые уменьшают существующую до их получения неопределенность
знания.

Под
информацией, когда речь идет о технике, принято понимать все сведения, которые
представлены в определенной форме для хранения, передачи и обработки с помощью
технических средств, в том числе и компьютера.

Таким
образом, понятие «информация» многозначно.
Существуют различные подходы к пониманию информации. До сих пор не дано
единого, универсального и исчерпывающего ее определения. Термин «информация»
может содержать разный смысл, в зависимости от тех областей знаний, в которых
он используется.

                                                                ТЕСТ

                                                            КРОССВОРД ПО ТЕМЕ

       
                                                                      Презентация

Источник