Гражданские процессуальные нормы могут содержаться только в каких законах
1. Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации”, настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи – также Федеральным законом “О мировых судьях в Российской Федерации”.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора.
3. Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.
4. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также – суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Комментарии к ст. 1 ГПК РФ
1. Порядок производства по гражданским делам на территории Российской Федерации определяется только законами.
2. К числу законов, в которых содержатся гражданско-процессуальные нормы, относятся: Конституция РФ, ГПК РФ и некоторые другие законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы) РФ (РСФСР).
3. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием.
4. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судьям (судам) при осуществлении гражданского процесса следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего гражданско-процессуальные правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
5. Суд, принимая решения по делу, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:
- когда закрепленные нормой Конституции РФ положения исходя из ее смысла не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
- когда суд придет к выводу, что нормативный акт, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
- когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;
- когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
6. В случаях, когда статья Конституции РФ является отсылочной, суд при производстве гражданско-процессуальной деятельности должен применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.
7. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, судья, стороны, как и любой гражданин, принимающий участие в гражданском процессе, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 36, 38, 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации” может быть сделан вышеуказанными субъектами гражданского процесса в ходе назначения судебного заседания и судебного разбирательства и в любой иной стадии рассмотрения дела.
8. Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению судами при принятии решений по конкретным гражданским делам, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ), но гражданско-процессуальных норм в себе не содержат.
Такой вывод можно сделать из анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия” (см.: Рыжаков А.П. Сборник постановлений Конституционного Суда РФ, Верховных Судов СССР и РФ (РСФСР) по гражданским делам. М.: Издательство “НОРМА” (Издательская группа “НОРМА-ИНФРА-М”), 2001. С. 462).
9. Иногда вопросы, связанные с принятием процессуального решения, могут быть урегулированы Постановлением Государственной Думы. Между тем если положения ГПК РФ (или другого закона) отличаются от требований, изложенных в Постановлении Государственной Думы, действует статья закона. Постановление Государственной Думы не является законом и, следовательно, оно не может иметь перед законом преимущественного значения.
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 11 марта 1994 г. по делу А.И. Лукьянова и др. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 5. С. 12.
10. Судам при осуществлении гражданского процесса надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
11. Суд не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.
12. В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона “О международных договорах Российской Федерации” положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Издательство “Спарк”, 1997. С. 531.
13. Если гражданско-процессуальным законом не урегулирован порядок производства (оформления и др.) какого-либо непосредственно связанного с гражданским процессом или даже названного в ГПК РФ действия (решения), допустимо использование гражданско-процессуальной нормы, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая.
14. Лица, вовлеченные в сферу гражданского судопроизводства, должны осуществлять свои действия в соответствии с нормами гражданско-процессуального права. В случае же отсутствия в гражданско-процессуальном законодательстве разъяснений той или иной нормы правомерно использование по аналогии одноименных толкований уголовно-процессуальных положений. В особенности данное правило распространимо на использование в гражданском процессе разъяснений Верховного Суда РФ, касающихся уголовно-процессуальных институтов.
15. Вопросы некоторых принципов судопроизводства, порядка производства судебных действий и др. в уголовном процессе более подробно, чем в гражданском судопроизводстве, официально разъяснены. Указанные разъяснения целесообразно знать и использовать при толковании гражданско-процессуальных норм.
16. В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.
Такой вывод можно сделать из анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия” (см.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 531).
17. Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” и Указами Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. N 662 “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов” и от 23 мая 1996 г. N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”.
18. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
19. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в “Парламентской газете”, “Российской газете” или Собрании законодательства Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации издается один раз в неделю.
20. Тексты федеральных законов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации “Система”, являются официальными.
21. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
22. Действие гражданско-процессуального закона прекращается в двух случаях, когда:
- вступил в силу новый закон, который фактически исключает действие прежнего;
- закон отменен.
23. При осуществлении гражданско-процессуальной деятельности всегда применяется гражданско-процессуальный закон, действующий соответственно во время назначения судебного разбирательства, рассмотрения и разрешения дела судом и т.п.
24. Где бы на территории РФ ни возник спор, рассмотрение которого должно осуществляться в гражданском порядке, производство по такому делу во всех случаях должно вестись в соответствии с требованиями ГПК РФ.
25. Установленный гражданско-процессуальными законами порядок осуществления гражданско-процессуальных действий и принятия гражданско-процессуальных решений является единым и обязательным по всем гражданским делам и для всех судей, судов общей юрисдикции России.
26. Нормы закона субъекта РФ о конституционном суде субъекта РФ не относятся к процессуальному законодательству, регулирующему рассмотрение гражданских дел в судах общей юрисдикции.
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 1998 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 9. С. 10.
27. Вопросы судоустройства и прокуратуры отнесены к ведению Российской Федерации в силу ст. 71 Конституции РФ. Назначение субъектом Российской Федерации референдума по проекту закона, касающегося судоустройства и прокуратуры, противоречит п. “о” ст. 71 Конституции РФ и ч. 2 ст. 12 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: решение Верховного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 6. С. 2.
28. Вопрос о подведомственности спора суду должен решаться в соответствии с процессуальным законодательством, действующим на день обращения заинтересованного лица за судебной защитой, а не на день возникновения спора.
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 7. С. 15.
29. См. также комментарии к ст. 11, 247, 253, 258, 304, 361 ГПК РФ.
Источник
Норма права — это общеобязательное, формально определенное, установленное государством и охраняемое им от нарушений правило поведения.
Гражданская процессуальная норма представляет собой общеобязательную меру должного или возможного поведения участников судопроизводства, устанавливаемую государством.
Гражданские процессуальные правовые нормы обладают некоторыми особенностями, отличающими их от норм других отраслей права:
- — они закреплены только законами;
- — регулируют правоотношения в сфере правосудия;
- — их целью является обеспечение законного, обоснованного и справедливого правосудия;
- — они построены на основных принципах процесса, а именно — диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.
Гражданские процессуальные нормы по их роли в регулировании общественных отношений подразделяют на регулятивные, охранительные и обобщающие нормы.
Регулятивные гражданские процессуальные нормы направлены на регулирование процессуальных правоотношений посредством предоставления участникам процесса прав и возложения на них обязанностей. Выделяют три разновидности регулятивных норм: обязывающие, запрещающие, управомочивающие.
Обязывающие нормы устанавливают обязанности лица совершать определенные действия. Так, лицо, вызванное в качестве свидетеля, обязано явиться в суд и дать правдивые показания (ч. 1 ст. 70 ГПК).
Запрещающие нормы устанавливают обязанности лица воздержаться от определенных действий. Например, несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (ст. 162 ГК).
Управомочивающие нормы устанавливают субъективные права на совершение определенных действий, к примеру, право истца изменить предмет, основание или цену иска (ст. 39 ГПК), а также право граждан вести свои дела в суде лично или через представителей (ст. 48 ГПК).
Охранительные нормы предусматривают меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений. Например, в ч. 3 ст. 57 ГПК установлены штрафные санкции в отношении лиц, у которых находится доказательство, необходимое участникам процесса для доказывания своих требований или возражений, нс исполнивших обязанность представить это доказательство по требованию суда. Также эти нормы содержатся в ст. 159 ГПК.
Обобщающие нормы имеют дополнительный характер; они подразделяются на общие, декларативные и дефинитивные.
Общие нормы закрепляют, фиксируют в обобщенном виде определенные состояния общественных отношений. Например, судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки (ст. 6.1 ГПК).
Декларативные нормы провозглашают задачи, принципы той или иной правовой деятельности. Примерами могут служить ст. 2 ГПК, в которой установлены задачи гражданского судопроизводства, и ст. 8 ГПК, определяющая принцип независимости судей.
Дефинитивные нормы закрепляют определенные юридические понятия, использование которых в официальном обороте создает юридически значимые конструкции и конкретные виды правоотношений. Примером может служить ч. 1 ст. 55 ГПК, в которой определено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
По характеру обязательности и степени категоричности нормы права могут быть подразделены на императивные и диспозитивные.
Императивные нормы содержат категорические предписания. Они не могут быть изменены по усмотрению суда или участников процесса: «Решение суда принимается в совещательной комнате, где могут находиться только судья, рассматривающий дело, или судьи, входящие в состав суда но делу. Присутствие иных лиц в совещательной комнате не допускается» (ч. 2 ст. 194 ГПК).
Диспозитивные нормы допускают свободу выбора субъектами гражданских процессуальных правоотношений. Согласно ст. 39 ГПК истец вправе, до принятия решения по делу, изменить один из элементов иска.
В процессуальной литературе отмечается, что большое количество процессуальных норм находится в кодифицированных и некодифицирован- ных актах материального права (трудового, семейного, жилищного и др.1). К какой группе процессуальных норм их следует отнести? Интересные соображения по этому вопросу были высказаны К. С. Юдельсоном. Он считает, что «общие нормы, регулирующие все виды судопроизводства, сосредоточены в гражданских процессуальных кодексах, а специальные нормы, относящиеся к рассмотрению отдельных категорий дел, содержатся в кодексах материального права — гражданском, семейном, трудо- [1][2]
вом и др.». С згой точкой зрения можно согласиться, так как нормы ГПК действуют при рассмотрении и разрешении всех гражданских дел, сфера же действия процессуальных норм, расположенных в нормативных актах материального права, совсем иная. Их применение ограничено рамками рассмотрения и разрешения дел той или иной категории. Однако специализация этих процессуальных норм по конкретной категории дел позволяет законодателю значительно полнее использовать возможности правового регулирования и с помощью их детально, с учетом специфики материальных отношений дел той или иной категории регламентировать процессуальные отношения.
Специальные нормы, содержащиеся в материально-правовых и иных непроцессуальных актах, могут быть исключительными, детализирующими, они могут дополнять общие правила. Отсюда и значимость этих норм для правильного рассмотрения конкретных дел. Знание только общих норм, закрепленных в ГПК, далеко не всегда обеспечивает точное разрешение процессуального вопроса. Специальная процессуальная норма, содержащаяся в нормативных актах материального права, может совсем по-иному регулировать то или иное процессуальное отношение. Например, в силу п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК судам подведомственны дела но спорам, возникающим из гражданских правоотношений. Гражданскими являются и дела, возникающие из жилищных правоотношений. По смыслу ч. 1 ст. 22 ГПК все они подведомственны суду.
Специальные процессуальные нормы, помещенные в материально-правовых актах, могут не только исключать действие общих норм, но и конкретизировать их. Специальные процессуальные нормы, содержащиеся в материально-правовых актах, могут устанавливать не только особые правила подведомственности гражданских дел и субъектный состав, уполномоченный на возбуждение дел определенной категории. В них могут быть сформулированы особые правила доказывания обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. В частности, известно, что общее правило доказывания сформулировано в ст. 56 ГПК, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Специальные процессуальные нормы, закрепленные в материально-правовых нормативных актах, могут относиться даже к регламентированию порядка производства по гражданским делам. Статья 1 ГПК устанавливает, что порядок производства по гражданским делам во всех судах РФ определяется ГПК. В ст. 383 ТК говорится, что порядок рассмотрения дел по трудовым спорам определяется ТК, иными законодательными актами и ГПК. Таким образом, здесь законодатель вводит специальную норму, устанавливающую порядок рассмотрения в судах трудовых дел. Это указание имеет важное практическое значение для правильного и быстрого рассмотрения дел данной категории. Оно нацеливает практических работников, занимающихся рассмотрением и разрешением трудовых споров, на необходимость тщательного изучения и правильного применения специальных процессуальных норм, содержащихся в ТК и в иных законодательных актах.
Гражданское процессуальное право, как и другие отрасли права, регулирующие гражданские, жилищные, трудовые, семейные и иные правоотношения, содержит ряд специальных, конкретизирующих процессуальных норм, устанавливающих специальные правила для какой-либо одной группы материально-правовых отношений. Так, в ст. 45 ГПК предусмотрено обязательное участие прокурора в разбирательстве дел в случаях, когда это предусмотрено законом. Конкретизация этого общего правила содержится в других нормах (ст. 260.1 — рассмотрение заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; ч. 3 ст. 278 — признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим; ч. 1 ст. 284 — признание гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным).
Из изложенного следует, что для правильного рассмотрения и разрешения конкретного гражданского дела необходимо знать не только общие нормы, закрепленные в ГПК, но и помещенные в материально-правовых нормативных актах специальные процессуальные нормы, устанавливающие исключения либо дополнения в отношении порядка судопроизводства по делам определенной категории.
Научная дискуссия
По вопросу, где должны быть закреплены указанные специальные нормы, в литературе нет единого мнения. Так, А. Г. Прохоров считает, что нормы гражданского процессуального права должны в настоящее время содержаться только в ГПК и изъяты из других источников материального права[3]. К. С. Юдельсоп приходит к выводу, что во всяком случае относящиеся к рассмотрению дел о расторжении брака специальные нормы, размещенные в СК, должны содержаться в ГПК в целях повышения эффективности судебного процесса и его воздействия на брачные и семейные отношения.
По мнению Н. А. Чечиной, закрепление процессуальных норм в непроцессуальных нормативных актах допустимо:
- 1) когда они уже были зафиксированы процессуальными нормативными актами;
- 2) если содержание процессуальных правил не может быть понято без соответствующего, слившегося с ним материально-правового правила;
- 3) если у этих правил (двух или нескольких) как бы одна основа. Эти правила применяются вместе для регулирования и материального, и процессуального отношений.
При этом она считает, что при включении процессуальных норм в материально- правовые акты необходимо строго соблюдать принцип верховенства процессуального законодательства по отношению к непроцессуальному, включающему процессуальные нормы[4].
Такая точка зрения представляется более правильной. Эти нормы являются специальными но отношению к нормам, закрепленным в ГПК, они фиксируют процессуальные особенности рассмотрения и разрешения определенной категории гражданских дел. Данная группа процессуальных норм весьма многочисленна, поэтому их невозможно разместить в ГПК, не нарушая его системы и компактности.
При этом предложение К. С. Юдельсона о включении в ГПК специальных норм, фиксирующих процессуальные особенности наиболее важных категорий гражданских дел, например дел о расторжении брака, не может быть принято. Слов нет, дела о расторжении брака являются весьма важными в социальном плане. Но не следует забывать, что суду подведомственны многие дела, которые по своей значимости не менее важны, и вряд ли их можно в этом противопоставлять делам о расторжении брака (например, трудовые дела, дела о лишении родительских прав и др.).
Следует согласиться с такими процессуалистами, как В. М. Шерстюк, II. А. Чечина, М. К. Треушников, в том, что включение в ГПК специальных процессуальных норм в определенной мере подорвет его стабильность[5]. Нельзя не учитывать, что нормы ГПК обслуживают большое количество материально-правовых отраслей. Естественно, что материальное право постоянно обновляется, а с ним вместе такому процессу подвержены и специальные процессуальные нормы, устанавливающие специфику судебной защиты того или иного субъективного права и охраняемого законом интереса.
Специальные процессуальные нормы нецелесообразно размещать в ГГ1К и потому, что многие из них но своему содержанию неразрывно связаны с нормами материального права. Эти правила могут быть поняты, а потому могут существовать только совместно с нормами материального права, так как и применяются они вместе или как одно правило для регулирования и материального, и процессуального отношения.
Источник