Готовимся к егэ в каком ряду содержится лишняя пара слов

Готовимся к егэ в каком ряду содержится лишняя пара слов thumbnail

Опубликовано 1 год назад по предмету
Русский язык
от svetlanakvdaev

  1. Ответ

    Ответ дан
    aliona445Lika

    Лишняя пара слов содержится в пункте а) лист бумаги – капустный лист.

    Это многозначное слово. В се остальные пары – это слова -омонимы.

Не тот ответ, который вам нужен?

Найди нужный

Самые новые вопросы

Математика – 7 месяцев назад

Сколько здесь прямоугольников

История – 1 год назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

Литература – 1 год назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

Русский язык – 1 год назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

Русский язык – 1 год назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Русский язык – 1 год назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Физика – 1 год назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Источник

Тест по лексике

1.Лексическое значение какого слова определено неправильно?

а)Инновация-востребованные нововведения.

б)Саммит-встреча на высшем уровне , переговоры глав государств и правительств .

в)Фрилансер-человек , выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем.

г)Волонтёр- человек ,вступающий в рыночные отношения с другими субъектами с целью получения прибыли .

2.Какое слово не является многозначным ?

а)корпус б) основание в) лабиринт г)сюжет

3.В каком ряду содержится «лишнее» словосочетание ?

а)медвежья услуга, медвежья берлога, медвежья лапа

б)высокий юноша, высокая лестница, высокая трава

в)золотое кольцо, золотая нить, золотые часы

г)толковый словарь, толковый рассказ , толковая Псалтирь

4.В каком ряду содержится «лишняя пара слов»?

а) лист бумаги-капустный лист ,назвать по имени –назвать гостей ,стихотворная строчка –ажурная строчка

б) пчелиный рой –рой яму , течь в трюме-течь по капле ,пила воду –ручная пила

в)искусный маг-яркий мак, претворить в жизнь –притворить дверь, сочный плод-крепкий плот

г)старожил в деревне-сторожил дверь, расплачусь монетой-расплачусь сильно ,сорок человек –стая сорок

5.В каком варианте ответа слова не являются паронимами?

а)желанный –желательный

б)искусный-искусственный

в)кампания –компания

г)гуманный –гуманистический

6.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно

а)Если вы хотите выпит вкусный ,ароматный и наиболее богатый витаминами сок ,то готовьте его непосредственно перед употреблением.

б)На улице светило такое яркое солнце ,что. выйдя из дома, мне сразу пришлось одеть тёмные солнечные очки .

Читайте также:  Какие клубника содержится витамины

в)Остро пахло лесной прелью, под ногами хлюпала размокшая болотистая почва и с неприятной бесшумной податливостью оседал толстый слой мха.

г)Дизайнер для новой квартиры предложила строгий и одновременно романтичный стиль.

7.В каком ряду все слова являются синонимами ?

а)легкомысленный- легковесный- ветреный- неосновательный

б)мятеж-бунт-восстание-драка

в)васильковый-синий-аквамариновый-лиловый

г)чаща-глушь-дебри-заросли

8.В каком ряду все слова не являются антонимами ?

а)частый-редкий, сходный-различный, горячий-хладнокровный

б)грамотный-безграмотный, конкретный-отвлечённый, простой –затейливый

в)плодородный-прибыльный, глухой-сплошной, важный-значительный

г)сухой –влажный, геройский-трусливый, откровенный-скрытный

9.Какое слово не является заимствованным?

а)вулкан б) пряник в) шаблон г) грим

10.Какое утверждение неверное ?

а) Историзмы-слова , называющие вышедшие из обихода явления ,предметы и понятия .

б) Неологизмы-слова , служащие для обозначения нового явления в жизни человека .

в) Термины-слова ,используемые узким кругом лиц ,объединённых общностью интересов ,занятий и т.д.

г)Диалектизмы-слова , сфера употребления которых ограничена определенной территорией .

11.В каком варианте содержится лишнее слово?

а) сей, брадобрей, камзол, длань

б) аршин, боярин, горница, ямщик

в) седмица, епанча, сейф, выя

г)грош, десница, агнец, монисто

12.В каком варианте ответа неверно указано лексическое значение фразеологизма ?

а) Злоба дня-то, что особенно интересно и важно в данный момент .

б)Шито белыми нитками –что-то неискусно скрыто .

в) Кануть в Лету –бесследно исчезнуть .

г)Земля обетованная –сильно заселенное место .

13.В каком ряду содержится «лишний» фразеологизм?

а) во весь дух, что есть мочи ,сломя голову , во всю прыть

б)на край света , на все четыре стороны , галопом по европам , за тридевять земель

в) считать ворон , бить баклуши, лежать на боку, валять дурака

г)раз-два и обчёлся, с гулькин нос, кот наплакал , по пальцам пересчитать

14.В каком варианте ответа употреблен термин , не соответствующий данному лексическому ряду ?

а)лексикология б)лексикография в) фразеология г)библиография

15.Как называется выражение ,означающее непомерное преуменьшение размера . силы , значения какого-либо явления : Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить ..(Н.Некрасов )

а) метонимия б) гипербола в) литота г) антитеза

16.Как называется троп ,приписывающий признаки и свойства одушевленных предметов неодушевленным : Локомотив свистит ,шипит ,пыхтит. сопит ..(А.Чехов)

а)метафора б ) метонимия в) олицетворение г) гипербола

17. Как называется стилистическая фигура , заключающаяся в резком противопоставлении понятий , образов , состояний ,связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом ?

Ты богат , я очень беден ;

Ты прозаик , я поэт;

Ты румян , как маков цвет ,

Я , как смерть , и тощ . и бледен .

(А. Пушкин)

а)антитеза б ) оксюморон в) перифраза г) каламбур

18. Укажите троп , который использован А.Блоком в данном фрагменте .

Миллионы-вас. Нас –тьмы. и тьмы , и тьмы .

Попробуйте , сразитесь с нами !

а) перифраза б) гипербола в) эпитет г) синекдоха

Источник

Исправьте лексические ошибки, исключив/заменив слова.

Для успешного выполнения задания необходимо:

· понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;

· учитывать особенности сочетаемости слов;

· правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;

· избегать речевой избыточности;

· не допускать речевой недостаточности;

· учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Формулировка 1: Исключите лишнее слово

· Из демоверсии ЕГЭ:

· Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

· В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

· Ответ: главную

· В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи “главная суть” является плеоназмом. «Суть – самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

· Формулировка 2: замените неверно употребленное слово

· “Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.”

· В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

· Ответ: потерпели

· Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.

Алгоритм выполнения задания 6

· 1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки).

· 2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности).

· 3) Если это ошибка, исправь ее.

Теория

· Нарушение лексических норм

· Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Типы ошибок

1. Употребление слова в несвойственном ему значении. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.

2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5). Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.

3. Неразличение синонимичных слов. В конечном предложении автор применяет градацию.

4. Употребление слов иной стилевой окраски. Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

Читайте также:  Какие витамины для чего нужны и в каких продуктах они содержатся

5. Неуместное употребление эмоционально – окрашенных слов и фразеологизмов. Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6. Неоправданное употребление просторечных слов. Таким людям всегда удается объегорить других.

7. Нарушение лексической сочетаемости. Автор увеличивает впечатление.

8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм. Молодой юноша, очень прекрасный.

9. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология).

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10. Неоправданное повторение слова. Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций. Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.

Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.

(Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.)

Употребление фразеологизмов. Ошибки.

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

· сокращение выражения «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»)

· замена слова («львиная часть» вместо «львиная доля»)

· совмещение двух оборотов («играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»)

Употребление паронимов

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

Правильному употреблению паронимов посвящено задание 5 ЕГЭ по русскому языку.

Плеоназм. Употребление лишних слов.

Плеоназмы – словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением другого, рядом стоящего слова (главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу и другие).

Тавтология

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение).

***Помимо избыточности слов, к лексическим ошибкам относится и недостаточность слов, но в задании 6 это не проверяется.

В кабинете висели русские писатели (портреты).

В читальный зал в одежде не входить! (в верхней одежде)

Неправильное употребление синонимов, антонимов, омонимов.

Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и тд.)

Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова.

Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза).

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали)

Также возможно некорректное употребление антонимов и омонимов.

Антонимы – слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг).

В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»).

Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение / оружие, брак – супружество / некачественная продукция).

На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза).

Неоправданное и неуместное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов.

Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы – это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей – актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник).

Диалектизм – лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свеклы)

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками)

Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений.

Как правило, контекст помогает разграничить, в каком именно значении употреблено слово. Однако такое наблюдается далеко не всегда, что также может привести к речевой ошибке.

У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье).

Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии).

Источник

Готовимся к ЕГЭ

Тренировочные задания по лексике

1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1.Я знал своего друга с детских лет и не переставал утверждать, что он был сильно слабый человек.

Читайте также:  Клубника какие витамины в ней содержаться

2.Из-за любви люди часто делают необдуманные поступки.

3.Наконец комиссия ставит окончательный вердикт: останки принадлежать Романовым.

4.Решение, принятое собранием акционеров, признаны незаконными, потому что, как было установлено впоследствии, не было форума.

5.Мой брат недавно приехал из археологической экспедиции и мне с апогеем рассказывал о находках.

6.Всё лето трудились они не покладая рук на своей плодородной земле, возделывая урожай.

7.Вскрытие рек ещё больше увеличило уровень воды.

8.Наконец поднялся тамада и поднял тост за юбиляра.

9.В этот город нам, вопреки предположениям пришлось ехать окружным путём.

10.В час пик поезда метро наполнены пассажирами до отвала.

11.В своей статье критик дал высокую оценку творчеству поэта, заявив, что поэма является пиком в творчестве мастера.

12.Княжна Марья часто представляет себя идущей среди богомолов в простом платье к святым местам.

13.Его осудили к пяти годам исправительных работ.

14.После долгих переговоров удалось прийти к концессии по многим вопросам.

15.Вдали от Родины с глубиной чувствуешь свою ответственность за то, что происходит дома.

16.Сейчас многие отечественные производители пытаются удешевить стоимость товаров.

17. Болельщики, сидя на трибунах стадиона, твёрдо верили в неминуемую победу.

Ключи

1. очень, весьма, чрезвычайно

2. совершают

3. выносит

4. кворума

5. с упоением, восторгом

6. поле, землю, огород

7. повысило

8. бокал или произнёс тост

9. кружным

10. до отказа

11. вершиной

12. богомольцев

13. приговорили

14. консенсусу, согласию

15. глубоко

16. понизить, уменьшить

17. бесспорную, безоговорочную

2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1.Необходимо придавать эти факты широкой гласности.

2.История и современность занимают очень огромное место в творчестве

М.Ю.Лермонтова.

3. В этом осеннем пейзаже не было ни одной кричащей краски, но его скупые

озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную

суть воды больше, чем все моря и океаны.

4. Много лет мы знаем его как человека достойного, прекрасного художника,

патриота своей Родины.

5. Мнение о том, что ангина чаще случается из-за холодного мороженого,

ошибочно – это доказали датские учёные.

6.Мария Годунова и сын её Фёдор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые

трупы.

7.Особенно важно, чтобы в данной ситуации мы объединили свои усилия вместе.

8.Они казались спокойны и смелы; однако при моем приближении обе

потупили опущенные головы и закрылись своими изодранными чадрами.

9.Некомпетентность и беспечность руководителя фирмы привела предприятие к

безвыходному краху.

10.То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью

тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в чернеющей темноте.

11.Пушкин накопил завидные энциклопедические знания и большой запас

собственных впечатлений.

12. Сквозь желтоватую мокрую воду проглядывало песчаное дно, которое

Уходило глубже, и озерная вода становилась черной.

13.Ладонью руки он медленно гладил ребёнка по голове.

14.Восстание на Сенатской площади Петербурга было плохо подготовлено,

многие из офицеров колебались, и всё закончилось крайне плачевно.

15.Когда канонада утихла и солдаты вошли в дом, на полу обнаружили

совершенно мёртвого человека.

16.Поэт яростно негодует по поводу гибели Пушкина и, бросая вызов всему

обществу, пишет стихотворение «Смерть поэта».

17. Берёза еще робеет зеленеть, не доверяя наступившей теплыни, а лес совсем

прозрачный, без теней, словно после сна щурится спросонья.

18.Она рискует жизнью, выполняя свой медицинский долг.

19.Скрывать истинную правду было бесполезно, да Григорий и не считал себя

вправе это делать.

20.Мы видим то царя, то юродивого нищего, то патриарха, то толпу на площади.

21. Богатая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало

Сергея, бывшего здесь впервые.

22.Поэт всецело принимает сторону Николая I.

23.Базаров резко противопоставлен всем действующим лицам. Он человек иной

среды, иного лагеря, и это проявляется в его взглядах, словах, во

взаимоотношениях с родителями, другом, любимой женщиной.

24.Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в

репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью

двухтысячного года.

25.Старый граф Болконский имел большое влияние при дворе, но оставил службу

и удалился в своё загородное имение.

26.То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью

тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в чернеющей темноте.

27. Кабаниха лицемерная ханжа, подающая нищим, а дома обращающаяся со

слугами, как с рабами

28.Новенький, вероятно, плохо сходился с людьми: в общих чаепитиях не

участвовал, работал всегда молча, без слов.

29. Местные аборигены радостно встретили путешественников.

КЛЮЧИ

1. широкой

2. очень

3. главную

4. своей родины

5. холодного

6. мёртвые

7. вместе

8. опущенные

9.безвыходному

10.чернеющей

11. собственных

12. мокрую

13. руки

14. крайне

15. совершенно

16. яростно

17. после сна или спросонья

18. медицинский

19. истинную

20. нищего

21. богатая

22. всецело

23. резко

24.первая

25.загородное

26. чернеющей

27. лицемерная

28.без слов

29. местные

Источник