Газеты какие есть свойства

Газеты какие есть свойства thumbnail

Типы газет и их особенности

Газетные материалы должны обладать определенной направленностью — тщательным учетом всех специфических черт, свойственных аудитории той или иной страны или группы стран, для которых предназначается публикация, а также черт, свойственных местным газетам Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: учебник / М.: КНОРУС, 2009г. – стр.271.

Газеты делятся:

ь по принципу территориального распространения и охвату аудитории — общенациональные, региональные (республиканские, областные, краевые), местные (городские, районные), внутрикорпоративные (обращённые к сотрудникам определённой организации);

ь по тематике — деловые, общеполитические, отраслевые, рекламно-информационные, развлекательные, смешанные; также по возрастному принципу — детские, молодёжные газеты, газеты для пенсионеров и тд.;

ь по периодичности — ежедневные (утренние или вечерние), еженедельные, ежемесячные;

ь по формату – А 4, Берлинер, А 3, А 2;

ь по стилю оформления — цветные, чёрно-белые и чёрно-белые с цветными вставками;

ь по стоимости — платные и бесплатные

Особенности газет

v Мобильность — газету можно читать как дома, так и в любом другом месте;

v Общедоступность — газета предназначена для неопределённого круга лиц, читателем её может стать любой человек;

v Периодичность — газета относится к периодическим изданиям, выходящим в свет по установленному издателем графику. По этому признаку газеты делятся на ежедневные, еженедельные, ежемесячные (редко). Существуют газеты выходящие два или три раза в неделю, два раза в месяц и т. п. Существуют также утренние и вечерние газеты;

v Официальность — многие решения (распоряжения, законы и т. п.) властных органов всех уровней вступают в силу только после их официального опубликования в газете или другом печатном органе.

Критерии качества газет

Выбирая события в момент записи информации, журналисты быстро принимают множество решений. Каждое из них требует применения критериев оценки. “Хорошая” журналистика зависит от такого “хорошего” выбора / отбора, который по ходу процесса журналистского производства постепенно преобразует события в новости. Что же означает, в таком случае, хороший выбор? Он означает выбор событий, удовлетворяющих требованиям / параметрам / характеристикам новостной ценности, относящимся к природе новостного продукта.

Качество новостных услуг

Проблемы, связанные с качеством информации и ее восприятием читателями, стали заботить значительную часть журналистов, рассматривающих информацию как продукт. Они утверждают, что, раз информация является продуктом, то потребители этого продукта определяют его качество. Американский журналист Кевин Маккензи говорит: “Промышленники поняли, что путь к достижению качества труден. Я больше двадцати лет пишу статьи в газетах, и никто никогда не спросил моих читателей, хороша ли моя работа. Вознаграждение, получаемое журналистами, определяется их товарищами по профессии, а не читающей публикой.” И он заключает: “Ныне определение качества зависит от решения читателя, который держит в своих руках судьбу журналистики.” С. Гуревич. Экономика средств массовой информации. Учебное пособие. М.: изд. РИП-холдинг, 2001. – стр.146

Если информация является продуктом, можем ли мы определить читателя газеты как потребителя? Эти читатели не рассматривают себя как потребителей продукта, они выбирают газету согласно своим интересам, предубеждениям и пристрастиям, однако газета тоже выбирает своих читателей; происходят взаимный отбор и взаимная адаптация. Читатели газеты представляют своего рода делового клиента, однако очень специфического рода, который далек от типичного определения потребителя.

В условиях, когда читатели газеты не подходят под классическое определение потребителя выделяют различные характеристики, которые обычно принимаются во внимание при оценке качества других продуктов – такие, как уровень удовлетворенности, эстетические предпочтения, профиль потребителя или ниша возможностей. Производство новостей является результатом процесса, в который вовлечены знание интересов и потребностей читателей и способность журналиста поставлять и обрабатывать информацию без искажения фактов, отбирая и иерархически структурируя порцию новостей. Чтобы средство коммуникации могло работать результативно и тем самым способствовать социальному развитию и демократии, оно должно определить показатели качества, входящие в процесс производства. Качество информационного продукта будет усматриваться в:

o понимании показателей и соответствии им,

o потребности рассматривать процесс с точки зрения добавленной ценности,

o достижения результатов в части функционирования и эффективности процесса и

o непрерывного улучшения процессов на основе объективного измерения.

Показатели качества или новостные ценности

Каковы показатели качества в процессе производства газет?

Ответ был найден в исследованиях по созданию новостей, которые определяют важность и критерии новостной ценности событий с учетом потребностей читателей.

Событие должно быть ценным с точки зрения новостей, т.е. оно должно отвечать набору новостных ценностей, которые «являются связанными с релевантностью критериями, рассеянными по всему процессу производства: иначе говоря, это критерии, которые присутствуют в отборе новостей и также влияют на последующие фазы процесса, но обладают различной степенью важности» Г. Почепцов. Коммуникативные технологии ХХ века. М: изд. Рефл-бук, 1999 – стр.98.

Новостные ценности работают как практические правила, вытекающие из профессионального знания и полезные в качестве руководства как при отборе материала, так и при его представлении читателям, подсказывающие, что следует выделить, а что опустить. Определение новостных ценностей тесно связано с образом читателей, сложившимся у журналистов, иначе говоря, со способом, каким журналист определяет степень значимости новостного материала для читателей. Существуют новостные материалы, увлекающие читателей потому, что они непосредственно влияют на их повседневную жизнь; другие воздействуют на них эмоционально, хотя не меняют их повседневную жизнь; третья группа новостей воздействует на читателей потому, что соответствующие события затрагивают других людей; наконец, есть некоторые новостные материалы, оставляющие их безразличными, потому что это происходит с другими и не влияет на них.

Показатели, относительно которых согласны аналитики в области создания газет, следующие: близость, воздействие и релевантность. Эти показатели подразумевают, что заинтересованность читателей растет, когда событие географически близко к ним и / или эмоциональное воздействие сильнее, и / или число людей, вовлеченных в событие или задетых им, больше. Связи с общественностью как социальная инженерия / Под ред. В.А. Ачкасовой, Л.В. Володиной. – СПб.: Речь, 2005. – стр.151

Другая новостная ценность относится к актуальности события – требуется решить, какие события должны быть опубликованы немедленно, а какие можно определить как бессрочные, другими словами, опубликовать их в иное время. Чем короче время между событием и его публикацией, тем актуальнее новостной материал. Таким образом, текущие дела всегда публикуются позже остальных новостей. Журналисты подчеркивают этот момент, однако, согласно Дж.Фуллеру, этот критерий образует тенденцию в информировании, которую он называет “предрассудком немедленности”.

Наконец, равновесие или беспристрастие новостного стандарта составляет еще одну новостную ценность газеты, поскольку может случиться, что, несмотря на малую значимость новостного материала, его неопубликование нарушило бы равновесие информационного продукта в целом. Совокупность новостных ценностей должна включать источники информации, образующие первопричину и основу новостей, поскольку “информативная мощь газеты проявляется в числе, качестве и плюрализме ее источников информации”. Следовательно, доступ к надежным источникам и беспристрастное отношение к ним в каждом новостном материале образуют новостную ценность и ключевой фактор с точки зрения качества информации. “Важно подчеркнуть, что новостные ценности оцениваются в их взаимных и перекрестных связях с помощью “наборов” факторов – классифицированных и комплементарных друг другу, не принимающихся в расчет по отдельности; каждый новостной материал требует оценки (по крайней мере, автоматической или бессознательной) доступности или надежности источников, важности или интереса события, его новизны, не говоря о критериях, относящихся к продукту, средствам коммуникации и формату.” Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. М., 1993 – стр.233

После того, как были найдены показатели, влияющие на журналистское качество, встал вопрос, как их измерить в продукте и как наблюдать их через потребителя. Это потребовало переноса критериев качества на измерительные инструменты – VAP и PCP.

Показатели были сгруппированы по двум направлениям: процессу отбора информации и процессу создания новостей Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001 – стр.122.

Процесс отбора состоит из индикаторов избирательности (актуальности, близости, воздействия, релевантности), индикаторов доступа (источников) и индикаторов, связанных с беспристрастностью издательского стандарта. Процесс создания включает индикаторы стиля, содержания и выделения.

рис. 1

Выявив показатели и разработав инструменты, приступили к наблюдению новостных ценностей и, следовательно, к определению, в какой мере газеты удовлетворяют требованиям по качеству и потребностям своих потребителей; таковы ли читатели, какими их представляют журналисты, используют ли они те же критерии, что и журналисты, когда решают, что составляет новостной материал, а что нет, и классифицируют ли они новости по тем же критериям, какими пользуются журналисты.

Качество газетной информации: единица новостного материала и читатели. Средства массовой информации. М.: Аспект Пресс, 2005 – стр.68

Показатели качества, которые сравнивались на продуктах и их читателях, были следующими: тип новостей, происхождение информации, близость, воздействие, релевантность, типы источников, беспристрастие стандарта, нарративная структура, квалификация ценности, исходные данные, последовательность и наблюдения журналиста внутри новостного материала, ядро информации, фокус новостей, графические ресурсы.

Как правило, газеты предпочитают актуальные новости, читатели – бессрочные. Можно заключить, что читатели не ищут в газетах немедленного освещения событий, поскольку получают текущую информацию через другие средства информации, такие, как телевидение, радио и Интернет, которые быстрее передают новости. Критерий новостной ценности “новизна / актуальность”, похоже, больше не выступает в качестве ценности журналистского качества в процессе отбора событий для печатных средств информации. Кроме того, это указывает на изменившуюся роль газеты, превращающейся в средство более глубокого анализа информации.

рис.2

Хотя создание собственных новостных материалов рассматривается как критерий качества, оказалось, что оно не релевантно ни для газет, ни для их читателей. Можно заключить, что происхождение информации не является решающим критерием при определении качества единицы новостного материала. Не “газеты” и “журналисты” обладают информацией, а “другие голоса – источники -, обеспечивающие информацией газету”. Джефкинс Ф., Ядин Д. ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ: Учебное пособие для вузов. Перевод с английского под редакцией Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – стр.199

рис.3

Читатели выбирают эмоционально более релевантные события, чем газеты, которые, таким образом, отходят от одного из наиболее всеобщих критериев журналистского качества. Можно заключить, что нарушение равновесия в этом критерии качества по вине газет вызвано относительной скудостью потока новостей с высоким эмоциональным зарядом, достигающего редакций газет, или недооценкой этого критерия журналистами при отборе.

рис.4

Газеты и читатели ведут себя сходно в отношении критерия близости событий. Как было установлено исследованиями по созданию новостей, и те, и другие предпочитают географически более близкие новости.

рис.5

Читатели предпочитают новости, касающиеся большего числа людей – новости с последствиями для страны и / или региона, в то время, как газеты больше места уделяют новостям, затрагивающим отдельные сегменты общества или особые группы. Читатели ближе к тому, что создание новостей определяет как качество. Можно задаться вопросом о причинах, заставляющих журналистов отбирать события, последствия которых отражаются на небольших сообществах. Хотя окончательный ответ отсутствует, можно заключить, что средства информации при отборе исходят из намерения предоставить пространство определенным сегментам общества / меньшинствам.

рис.6

Газеты подают подавляющую часть своих новостей, пользуясь нарративной структурой перевернутой пирамиды; читатели в основном выбирают хронологически выстроенное повествование. Читатели ближе к текущим критериям качества, чем газеты, которые все еще держатся за технологически устаревшую нарративную структуру.

рис.7

Читатели, придавая большее значение включению последствий в новостные материалы, подходят ближе к критериям качества, чем газеты.

рис.8

В то время, как читатели придают большее значению отражению в новостях последствий, чем исходных условий, журналисты больше ценят предшествующие события. Читатели придают большее значение контекстуализации информации и, таким образом, ближе подходят к критериям качества, чем газеты. Контекстуализация информации добавляет качество новостному продукту потому, что позволяет лучше понять новостной материал, предоставляя читателю данные об исходных условиях и последствиях фактов. Газеты и читатели в 50% случаев соглашаются друг с другом о необходимости присутствия в новостях наблюдений журналиста. Следует помнить, что “наблюдение” не означает “мнение”. Этот индикатор подходит тем, кто верит в контекстуализацию. Наблюдения журналиста включают интерпретацию данных и их включение, среди прочего, в общественный, исторический и политический контексты. Следовательно, посредством этого индикатора мы можем измерять способность журналистов, которые не выступают простыми передатчиками информации, а обрабатывают ее, что требует профессиональной подготовки и обучения. Техника и технология СМИ. Печать, телевидение, радиовещание. М.: ЭКСМО, 2004. – стр.156

Что касается ядра информации, читатели ближе газет подошли к критериям качества, т.к. предпочитают единицы новостного материала, которые демонстрируют факты вместо спекуляций на их тему.

рис.9

В то время, как газеты смотрят на новость с точки зрения конфликта, читатели заинтересованы в информации, освещающей человеческий интерес. Хотя газеты ценят конфликт больше других подходов – как можно наблюдать в профессиональной практике, читательский интерес требует пересмотра этого критерия качества.

В отличие от читателей, которые не считают, что фотографии добавляют новости ценность, газеты переоценивают фотоматериал. С другой стороны, они не придают большого значения картам и компьютерным графикам – элементам, ценимым читателями за то, что они помогают понимать новости.

рис.10

В целом читатели, играя роль журналиста, принимают решения, более близкие к показателям качества, установленным профессиональной практикой, чем решения, принимаемые газетами. Газеты могут улучшить качество журналистской продукции, постаравшись сократить разрыв между продуктом и требованиями путем применения VAP и PCP.

Было доказано, что VAP и PCP позволяют нам идентифицировать сильные и слабые стороны каждого средства коммуникации, являясь также полезными инструментами диагностики качества на каждой стадии процесса производства новостей. Новостные материалы будут обладать высоким качеством, пока они соответствуют показателям качества и удовлетворяют требованиям читателей.

Источник

Журналистика – разнообразная деятельность, что отражается во множестве используемых жанров. Газета – старейший вид СМИ, поэтому именно в газетной журналистике формировалась жанровая система публицистики. Отрабатывались основные приемы и способы донесения информации до читателей. Сегодня газеты меняются, стараясь идти в ногу со временем. Поэтому появляются новые виды газет – электронные. В них будут и новые жанры. А мы расскажем о традиционных видах газетных жанров и их особенностях.

жанры газетных текстов

Понятие жанра

В любом виде искусства жанр – это устойчивая форма произведения. В журналистике жанр – это набор стилистических и сюжетных характеристик, а также особенности подачи информации. В теории журналистики выделяют различные виды газетных жанров, которые отличаются объемом текста и способом передачи фактов и освещения событий.

Несмотря на выделение разных жанровых форм, сегодня можно увидеть, что происходит смешение жанров, и в чистом виде они обнаруживаются все реже. Жанры – это результат исторической эволюции журналистских форм. И видно, что этот процесс не завершился, сегодня продолжается кристаллизация новых форм. Однако классическая типология продолжает быть актуальной и сегодня.

газетные жанры журналистики

Виды жанров журналистики

Существует классический подход к выделению видов газетно-публицистических жанров, в нем выделяются информационные, аналитические и художественно-публицистические разновидности. Также существуют авторские классификации, в которых теоретики делают акценты на других характеристиках газетных текстов.

Л. Кройчик предлагает делить жанры на оперативно-новостные, которые создаются «по горячим следам» события, исследовательско-новостные, в которых событие подвергается анализу и журналист формулирует свое мнение и отношение к событию, оперативно-исследовательские, в которых авторы также проводят анализ факта, но делают это прямо в ходе освещения события, исследовательско-образные, где результаты размышлений и авторского анализа предстают в своеобразной художественной форме, и исследовательские тексты, в которых излагается мысль автора, размышления журналиста по поводу события.

С. Гуревич предлагает совсем другой подход к выделению журналистских жанров. В его типологии есть новостно-информационные, диалогические, ситуативно-аналитические, эпистолярные и художественно-публицистические разновидности.

интервью как газетный жанр

Публицистический стиль

Общественную сферу, деятельность СМИ обслуживает особый языковой стиль, именуемый публицистическим. Его основными признаками являются:

– Использование разностилевой лексики (литературной, общественно-политической, просторечной, научной, профессиональной).

– Применение экспрессивно-эмоциональных языковых средств (тропов, эмотивной лексики, стилистических фигур, экспрессивного синтаксиса, уменьшительно-ласкательных суффиксов и т.п.).

– Использование интонационных средств, выражающих эмоции (восклицаний, риторических вопросов, конструкций с тире и многоточиями).

Задачами публицистического стиля является передача образа, эмоций, воздействие на аудиторию. Данный стиль находит свое выражение в системе журналистских жанров. В отечественной журналистике принято говорить об особой стилистике газетных жанров. Эта разновидность публицистического стиля применяется с целью воздействовать на широкие массы, передавать информацию разным слоям населения, и в связи с этим складывается язык с особым функционалом.

Не напрасно исследователи отмечают, что работа в газете приводит к тому, что журналист начинает изъясняться штампами. Это значит, что на него оказал влияние газетный стиль изложения. Однако авторы, наряду с владением этой стилистикой, должны сохранять свой индивидуальный, узнаваемый стиль. Он проявляется в том числе в том, что журналисты чаще работают в тех или иных жанрах.

виды газетных жанров

Особенности газетных жанров

Газета предназначена для того, чтобы оперативно информировать людей о происходящих событиях. Признаками газеты как средства массовой информации являются:

– Актуальность. Газета должна освещать те события, которые интересны читателю, которые каким-то образом влияют на его жизнь.

– Периодичность. Газета должна выходить с заданной регулярностью, обычно это самое часто выпускаемое журналистское издание. Принято говорить о ежедневных и еженедельных газетах.

– Публичность или общедоступность. Газета рассчитана на широкую, несегментированную аудиторию. Конечно, бывают газеты для относительно узких аудиторий – “Учительская” или “Литературная”. Но их тоже часто читает широкая общественность. И газетно-журнальные жанры должны учитывать эту особенность в первую очередь.

– Официальность. Газеты преподносят точку зрения своего учредителя, часто ими выступают административные и властные органы. Поэтому информация в газете носит официальный оттенок.

газетно публицистический жанры

Заметка

Важнейший из информационных газетных жанров журналистики – это заметка. Ее функция – быстро и качественно донести до читателя информацию о каком-либо событии. Она не предполагает каких-то размышлений автора, высказывания им собственного мнения. Важно – оперативно и объективно передать информацию.

Еще одним отличительным признаком этого жанра является небольшой объем, он составляет не более 2 тысяч знаков. Структура заметки обычно подчиняется ответам на главные вопросы: что, где и когда произошло. Автора заметки не интересуют причины и последствия события, о котором он рассказывает.

Интервью

Еще один информационный газетный жанр – это интервью. Это записанная журналистом беседа с каким-либо человеком по какому-либо поводу. Журналист здесь выступает не просто в роли записывающего устройства, его задача получить интересную информацию от своего собеседника. Искусство интервьюера заключается в умении задать интересный вопрос и создать особую, доверительную атмосферу в диалоге.

Задача интервью (как газетного жанра) – найти и донести до читателей точку зрения какого-то интересного человека по определенному вопросу. Важно, чтобы мнение этого человека было актуально для аудитории. Интервью бывают нескольких видов: информативное, экспертное, портретное, проблемное. Существуют официальные и неофициальные интервью, развернутые и краткие.

газетный жанр

Репортаж

Следующий информационный газетный жанр – репортаж. Он также чрезвычайно популярен, так как позволяет получить информацию от лица очевидца события. В журналистике даже существует отдельная специализация: репортер – это человек, который занимается только созданием репортажных материалов. Признаками жанра репортажа является его актуальность и оперативность.

Никому не интересно читать репортаж о событиях давно минувших лет, во всяком случае в газете. Репортер должен создавать динамичный и интересный материал, он может высказывать свое мнение по поводу события, рассказывать о своих ощущениях и впечатлениях. Ведь главная задача репортажа – это создать у читателя эффект присутствия.

Отчет

И последний информационный газетный жанр – это отчет. Это обычно большой развернутый материал, рассказывающий о ходе какого-то мероприятия: съезда, марафона, конференции. В него могут вкрапляться элементы репортажа и интервью. Задача отчета – рассказать объективно и оперативно о том, как проходило событие. Журналист должен соблюдать объективность, не высказывать своего мнения по поводу происходящего. Существует несколько видов отчетов: аналитический, тематический, прямой информационный. Первые два допускают высказывание журналистом своей точки зрения в ограниченном объеме.

Статья

Главным представителем аналитических жанров в журналистике является статья. Отличительными признаками этой формы журналистских текстов является небольшой или средний объем, нейтральный стиль изложения, объективность и рассуждение. Автор передает свои размышления по поводу события, ищет причины и последствия, разбирается в значимости события. В журналистике существуют проблемные, информационные, аналитические, рекламные, обзорные и художественно-публицистические статьи. В них журналист может высказывать свою точку зрения, но наравне с другими мнениями, чтобы соблюдалось требование объективности.

жанры газетных текстов

Передовая статья

Отдельно теоретики выделяют такой жанр, как передовица. Она призвана выразить мнение редакции и учредителя. Именно поэтому в советское время передовые статьи всегда были переполнены идеологической информацией. Особенность этой статьи в том, что она обязательно располагается на первой полосе газеты. Этим подчеркивается важность и актуальность материала. В таких публикациях не может быть личного мнения автора, это всегда обезличенная, коллективная позиция. Поводом для написания передовиц всегда выступают самые острые события дня.

Корреспонденция

Особый аналитический жанр – это корреспонденция. Ее задача освещать новые тенденции и явления в общественной жизни. Этот журналистский текст может сближаться по своим признакам с репортажем или очерком, в зависимости от задачи, стоящей перед автором. В корреспонденции журналист должен соответствовать требованиям оперативности, актуальности и объективности. Этот жанр представлен информационной или аналитической разновидностями.

Очерк

К художественно-публицистическим жанрам газетных текстов относится очерк. Это очень вариативная и часто встречающаяся форма. Его задача не только рассказать читателям о событии, но и раскрыть его социальную значимость. Этот жанр сближается с тестами художественной литературы.

У очерков обязательно должны быть сюжеты, действующие лица, автор в художественной форме рассказывает о событии и выявляет его характеристики через создаваемые образы. Существует множество разновидностей очерков: портретные, проблемные, путевые. Не напрасно часто говорят об очерковой литературе, и есть даже такая специализация – очеркист, в которой работали многие выдающиеся писатели: К. Паустовский, М. Пришвин, Э. Хемингуэй.

Фельетон

Также к газетным жанрам относятся и еще одна особая форма журналистских текстов – фельетон. В нем журналист в сатирической форме обличает социальные пороки. Он принадлежит к группе литературно-публицистических жанров. В фельетонах автор в яркой, выразительной форме передает отношение к критикуемой ситуации. В фельетонах используется острый и экспрессивный язык для создания образов персонажей.

Источник