Фитосанитарный контроль пищевые добавки

Фитосанитарный контроль – комплекс мер, осуществление которых направлено на повышение качества продукции растительного происхождения, ввозимой на территорию России, а также обеспечения сохранности биоразнообразия страны от воздействия карантинных объектов, произрастающих в других странах и способных нанести вред российской флоре.

Прохождение фитосанитарного контроля, который также называют КФК или карантинным фитосанитарным контролем, осуществляется как при импорте, так и при экспорте.

Какие категории товаров попадают под фитосанитарный контроль

Под карантинный фитосанитарный контроль попадает вся продукция растительного происхождения, в том числе такие категории продукции, как:

  • овощи;
  • фрукты;
  • кофе;
  • крупы;
  • мука;
  • злаки;
  • лес и лесоматериалы (лиственные, хвойные и иные виды) и другие категории продукции.

Полный перечень категорий товаров, подлежащих фитосанитарному контролю утвержден Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318.

Исключениями, при условии целостности потребительской упаковки*, являются:

  • чай, расфасованный в потребительскую/фабричную упаковку, весом не более 3 килограмм;
  • кофе растворимый, обжаренный в зернах и молотый, расфасованный в вакуумную упаковку для розничной продажи;
  • жареные орехи расфасованные в потребительскую/фабричную упаковку;
  • внешняя упаковка из гофрированного картона;

*Под потребительской упаковкой подразумеваются: металлические, стеклянные и полимерные банки, пакеты из ламинированных термосвариваемых материалов на основе алюминиевой фольги и металлизированной пленки, пакеты вакуумные, герметичные, сделанные из плотной бумаги. 

Уровни фитосанитарного риска

Для осуществления наиболее эффективного контроля, вся продукция растительного происхождения была разделена на два уровня фитосанитарного риска:

Для автоматизации и ускорения процессов оформления и учета документов фитосанитарного контроля, а также минимизации влияния человеческого фактора, была разработана ФГИС «Аргус-Фито», в которой ведется единая база фитосанитарных документов, в том числе:

  • фитосанитарных сертификатов;
  • карантинных сертификатов;
  • актов карантинного фитосанитарного контроля.

Кто осуществляет КФК: новые правила фитосанитарного контроля

По состоянию на 2019 год государственный КФК уполномочены осуществлять два ведомства:

  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);
  • ФТС (Федеральная таможенная служба).

Места проведения КФК

Карантинный фитосанитарный контроль может быть осуществлен:

Вывоз продукции растительного происхождения может быть осуществлен в любом пункте пропуска при наличии всех необходимых разрешительных документов.

Порядок проведения фитосанитарного контроля

При вывозе продукции растительного происхождения, обязательным условием является наличие фитосанитарного сертификата, выдаваемого Россельхознадзором.

Особенности осуществления фитосанитарного контроля

  • Большая часть товаров, попадающих под процедуру КФК относятся к категории скоропортящихся (фрукты, овощи, срезанные цветы и т.д.), из-за чего максимальное время проведения их таможенного контроля не может превышать 24 часов с момента задержания.
  • Оригинал фитосанитарного сертификата должен быть предъявлен контролирующему органу:
  • по прибытию товара в пункт доставки – для авто- или авиатранспорта;
  • в течении 3-х дней с момента прихода груза в порт – для морского транспорта.В месте назначения фитосанитарный сертификат изымается при осуществлении фитосанитарного контроля.
  • В случае пересечения границы ЕАЭС в стране-участнице, не являющейся страной назначения, и необходимости помещения груза под процедуру таможенного транзита или при прохождении таможенных формальностей во внутреннем таможеном посту,  ввозимая продукция подлежит двухэтапному КФК:
  • первичный карантинный фитосанитарный контроль производится в приграничных пунктах пропуска страны прибытия; заключается в проведении документального контроля;
  • вторичный карантинный фитосанитарный контроль производится в пункте назначения по факту прибытия груза.

Доставка и таможенное оформление продукции растительного происхождения со всеми нюансами и выполнением обязательных требований по прохождению фитосанитарного контроля является непростой задачей. Если у вас нет времени или желания разбираться в многочисленных деталях ввоза, вывоза и прохождения КФК, обратитесь к специалистам компании OnlogSystem. Мы рады ответить на любые дополнительные вопросы.

Источник

В соответствии со статьей 7 Федерального закона “О карантине растений” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре).

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации в 6-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 г. N 69 “Об утверждении Положения о федеральном государственном карантинном фитосанитарном надзоре” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 5, ст. 409).

4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной таможенной службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной таможенной службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Читайте также:  Е 100 пищевая добавка опасна или нет

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 августа 2020 г. N 1304

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) (далее – государственный надзор).

2. Государственный надзор осуществляется в целях обеспечения соблюдения карантинных фитосанитарных требований, предупреждения и пресечения нарушений требований законодательства Российской Федерации в области карантина растений, в том числе путем выявления карантинных объектов в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах.

При осуществлении государственного надзора в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которым предоставлено право на вывоз подкарантинной продукции в государства – члены Евразийского экономического союза, государства-импортеры, в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации, выявления карантинных для государств-импортеров объектов в подкарантинной продукции в рамках государственного надзора оценивается соблюдение указанными лицами законодательства государств-импортеров, государств – членов Евразийского экономического союза в области карантина растений.

3. Государственный надзор осуществляется:

а) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации – Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами и (или) таможенными органами в соответствии с Правилами осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2015 г. N 995 “Об утверждении Правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции”, и Правилами осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 г. N 792 “О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации”;

б) в иных местах, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации оборудованы пункты карантина растений, перечень которых утверждается Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, за подкарантинной продукцией при ее обороте на территории Российской Федерации, местах хранения и переработки подкарантинной продукции за подкарантинными объектами, а также в указанных местах за выполнением гражданами, юридическими лицами работ, связанных с подкарантинной продукцией или подкарантинными объектами, – Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами (далее – органы государственного надзора).

4. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный надзор, являются руководители органов государственного надзора и их заместители, руководители структурных подразделений органов государственного надзора и их заместители, иные государственные гражданские служащие органов государственного надзора, в обязанности которых входит осуществление государственного надзора.

5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, за исключением государственного контроля (надзора), осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

6. Государственный надзор осуществляется посредством проведения:

мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области карантина растений, которые осуществляются в соответствии с требованиями, установленными статьей 8.2 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 “Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами”. При осуществлении государственного надзора специальные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение причинения вреда, не проводятся;

мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляются путем проведения плановых (рейдовых) осмотров, наблюдения за соблюдением обязательных требований;

проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований и исполнения предписаний органов государственного надзора, в том числе на подкарантинных объектах, а также при хранении, перевозке, транспортировке, переработке, использовании и реализации подкарантинной продукции, которые осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений.

Органы государственного надзора при проведении проверок могут проводить карантинное фитосанитарное обследование, досмотр, осмотр подкарантинной продукции, а также исследования, испытания, измерения, экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений.

7. В целях применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих на праве собственности или на ином законном основании подкарантинные объекты, и (или) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции (далее – объекты государственного надзора), подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 “О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (далее – Правила отнесения к категории риска).

Читайте также:  Список запрещенных пищевых добавок в россии официальный

8. Отнесение объектов государственного надзора к определенной категории риска, в том числе изменение ранее присвоенной объекту государственного надзора категории риска, осуществляется соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по месту осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности (далее – решение об отнесении к категории риска) в соответствии с критериями отнесения объектов государственного надзора к категориям риска согласно приложению.

В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют деятельность с использованием подкарантинного объекта на территориях нескольких субъектов Российской Федерации или на подкарантинных объектах, расположенных на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, отнесение объектов государственного надзора к определенной категории риска, в том числе изменение ранее присвоенной объекту государственного надзора категории риска, осуществляется соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по месту регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.

9. Основанием для включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение в году проведения проверки установленного пунктом 11 настоящего Положения периода времени со дня:

окончания проведения последней плановой проверки;

государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.

10. До принятия решения об отнесении к категории умеренного или среднего риска объект государственного надзора считается отнесенным к категории низкого риска.

11. Проведение должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

для категории среднего риска – один раз в 4 года;

для категории умеренного риска – не чаще одного раза в 5 лет.

В отношении объектов государственного надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

12. Территориальные органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ведут перечень объектов государственного надзора, который содержит следующую информацию:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) основной государственный регистрационный номер юридического лица, индивидуального предпринимателя;

в) индивидуальный номер налогоплательщика;

г) место нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя;

д) указание на категорию риска объекта государственного надзора, дата принятия решения об отнесении к категории риска объекта государственного надзора;

е) сведения, на основании которых принято решение об отнесении к категории риска объекта государственного надзора.

13. Территориальные органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору размещают на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и поддерживают в актуальном состоянии следующую информацию из перечня объектов государственного надзора в отношении объектов государственного надзора, которым присвоена категория среднего риска:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) основной государственный регистрационный номер юридического лица, индивидуального предпринимателя;

в) индивидуальный номер налогоплательщика;

г) место нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя;

д) указание на категорию риска объекта государственного надзора, дата принятия решения об отнесении к категории риска объекта государственного надзора.

14. Размещение информации, указанной в пункте 13 настоящего Положения, осуществляется с учетом законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

15. По запросу юридического лица, индивидуального предпринимателя, объектам государственного надзора которых присвоены категории риска, орган государственного надзора в установленном Правилами отнесения к категории риска порядке предоставляет им информацию о присвоенной их объектам государственного надзора категории риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении к категории риска их объектов государственного надзора.

16. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, объектам государственного надзора которых присвоены категории риска, вправе подать в установленном Правилами отнесения к категории риска порядке в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору заявление об изменении присвоенной ранее их объектам государственного надзора категории риска при отсутствии в течение последних 3 лет с даты принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска нарушений, предусмотренных пунктом 5 приложения к настоящему Положению.

Читайте также:  Самые известные пищевые добавки

17. Как основание для проведения внеплановых проверок органами государственного надзора используются индикаторы риска нарушения обязательных требований, утверждаемые Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

18. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного надзора, в том числе при проведении проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 “О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг”.

19. Решения и действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приложение
к Положению о государственном
карантинном фитосанитарном
контроле (надзоре)

КРИТЕРИИ
ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАРАНТИННОГО
ФИТОСАНИТАРНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) К КАТЕГОРИЯМ РИСКА

1. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий несоблюдения обязательных требований объекты государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного и низкого риска.

2. К категории среднего риска относятся:

деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по выращиванию семенного и посадочного материала, осуществляемая не в карантинной фитосанитарной зоне (при наличии факторов, указанных в пункте 5 настоящего документа);

деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по хранению зерна (при наличии факторов, указанных в пункте 5 настоящего документа).

3. К категории умеренного риска относятся:

деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности (при наличии факторов, указанных в пункте 5 настоящего документа);

деятельность организаций, осуществляющих лабораторные исследования в области карантина растений (при наличии факторов, указанных в пункте 5 настоящего документа).

4. К категории низкого риска относятся:

деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, предусмотренная пунктами 2 и 3 настоящего документа (в отсутствие факторов, указанных в пункте 5 настоящего документа);

деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, не предусмотренная пунктами 2 и 3 настоящего документа.

5. С учетом вероятности нарушения обязательных требований объекты государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), предусмотренные пунктом 4 настоящего документа и подлежащие отнесению к категории низкого риска, подлежат отнесению к категориям среднего риска (пункт 2 настоящего документа) или умеренного риска (пункт 3 настоящего документа) при наличии вступивших в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия (изменения) решения об отнесении объекта государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) к категории риска 2 и более постановлений (решений) по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания (за исключением предупреждения) при условии, что административное наказание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю назначено Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, его территориальным органом или судом по инициативе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, его территориального органа за совершение административных правонарушений, связанных с:

а) нарушением правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

б) нарушением порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ответственность за которое предусмотрена статьей 10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) нарушением правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ответственность за которое предусмотрена статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

г) воспрепятствованием законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), его территориального органа по проведению проверок или уклонением от таких проверок, ответственность за которые предусмотрена статьей 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

д) невыполнением в срок законного предписания об устранении нарушений законодательства в области карантина растений, вынесенного должностным лицом органа государственного надзора, его территориального органа, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

е) непринятием по представлению должностного лица органа государственного контроля (надзора), его территориального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении в области карантина растений, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Источник