Философский камень какие свойства ему приписывали

Алхимик в поисках философского камня (Джозеф Райт, 1771 год)

Философский камень (лат. lapis philosophorum), он же магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир, красная тинктура, великий эликсир, пятый элемент — в легендах средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (трансмутации) металлов в золото, а также для создания эликсира жизни.

Алхимическая символика[править | править код]

В алхимических трактатах символом философского камня часто выступает змей Уроборос, пожирающий свой хвост. Другим символом эликсира является ребис — гермафродит, появляющийся в результате соединения «короля» (философской серы) и «королевы» (философской ртути) в алхимический брак. Также символом философского камня является лев, глотающий солнце.

Описание[править | править код]

Одной из главных задач алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достигнуть облагораживания (усовершенствования) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные (несовершенные) металлы, как например свинец, олово и другие, носил название философского камня, великого эликсира или магистериума, а также именовался красной тинктурой, панацеей жизни и жизненным эликсиром.

Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, в определённой степени разведённый, так называемый золотой напиток (лат. aurum potabile — «питьевое золото»), принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, молодить старое тело и делать жизнь более продолжительной.

Другое таинственное средство, второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры или малого магистериума, ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы.

Находивших философский камень звали адептами; среди таковых, как считалось, было четыре женщины — Мария Профетисса, Клеопатра Алхимик, Медера и Тапхнутия[1]. В эзотерическом смысле камень символизировал трансмутацию низшей животной природы человека в высшую, божественную.

Алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей «Божественной комедии» определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был сам философский камень. И духовное освобождение, превознесение, даруемое тому, кто им обладает — абсолютная свобода (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка — тот самый эликсир жизни).

Хотя большинство людей и считает философский камень выдумкой, всё же в XX веке трансмутация была проведена — золото нередко получается из других элементов в процессе работы ядерного реактора. Оно получается в ничтожных концентрациях, дорогим для извлечения и отрицательно влияет на работу самого реактора. Универсальным лекарством такой «магистериум» тем более не служит.

Способ получения золота[править | править код]

В своём труде «Различные ремёсла» монах Теофиль, настоящее имя которого Рогерус, живший в VII веке на севере Германии, объясняет, как алхимики получают испанское золото, исключительно мягкое и легко поддающееся обработке. Прежде всего, следует вырастить василисков — рептилий, выводящихся из яиц, снесённых старым петухом.

Под землёй у них [алхимиков] комната из белой глины, пол, потолок и стены которой выложены камнем, с двумя маленькими окошками, такими узкими, что через них вряд ли что-то можно увидеть. Они помещают туда старых петухов, лет двенадцати—пятнадцати, и дают им вдоволь корма. Когда те разжиреют, то из-за внутреннего жара в теле начинают спариваться и откладывать яйца. Потом петухов убирают, а для высиживания яиц используют жаб. Их кормят хлебом и иной пищей. Из созревших яиц вылупливаются петушки, похожие на обычных, но через 7 дней у них вырастают змеиные хвосты; если бы не каменные полы, они тот час бы ушли под землю. Чтобы не допустить этого, у тех, кто их выращивает, есть большие круглые медные горшки, которые закрываются крышками и по всей поверхности пробиты дырки; цыплят сажают туда, закрывают отверстия медными крышками и зарывают горшки в землю; шесть месяцев цыплята питаются землёй, которая набивается сквозь дырки. Затем крышки снимают и разжигают большой огонь, чтобы животные полностью сгорели. Когда всё остынет, содержимое достают и размельчают, добавив туда на треть крови рыжего мужчины; когда кровь засохнет, её надо растереть. Эти два ингредиента разводят крепким винным уксусом в чистом сосуде. Затем берут очень тонкие пластинки очищенной красной меди, на каждый конец накладывают тонкий слой этого состава и ставят на огонь. Когда они раскалятся добела, их достают, остужают и смывают в том же составе, пока вся медь с двух концов пластинки не будет поглощена составом, который от этого разбухнет и приобретет цвет золота. Это и есть золото, которое годится для многообразного применения.

Mutus Liber[править | править код]

Николас Фламель жил во Франции в XIV веке и, как считается, узнал, как делать философский камень. Есть упоминания о нём (и о том, как его видели) на протяжении веков, так как предполагается, что он обрёл бессмертие. Он и его жена Перенелла посвятили свою жизнь созданию «вечного эликсира».

«…Я [Н. Фламель] видел во сне ангелов, спускающихся ко мне, спящему в поле, по небесной лестнице. Они даровали мне книгу, в которой содержится ключ к Деланью…»

Не придав этому сну значения, Фламель некоторое время спустя покупает у незнакомца книгу Авраама Еврея, которая являлась своеобразной инструкцией к изготовлению философского камня. Алхимик оставляет потомкам абстрактную инструкцию Mutus Liber («Немая книга»), которая не содержит ни единого слова и полностью состоит из гравюр, отображающих различные стадии создания эликсира.

Великий Гримуар[править | править код]

Рецепт получения философского камня. «Великий Гримуар».
Глава «Секреты магического искусства»

Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и всё это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите ещё один час. После этого добавьте три унции хорошо размельчённой дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут. Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов. Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня. Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота; если же не действует, это — признак того, что состав не доварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза. По составу можно выложить 4 экю.

По Джорджу Рипли[править | править код]

Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) в «Книге двенадцати врат» предложил такой способ получения философского камня[2]:

Читайте также:  Вокруг тебя разные предметы какое свойство воздуха позволяет тебе их видеть

Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови.Джордж Рипли

В этом рецепте говорится о получении брома из свинца. Бром как раз является той самой первичной материей.

См. также[править | править код]

  • Чинтамани
  • Алкагест
  • Красная ртуть
  • Изумрудная скрижаль
  • Аб-и-хайат — арабский аналог эликсира жизни.
  • Эликсир молодости
  • Вечная жизнь
  • Палингенезия
  • Бромид золота(II)

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Алхимия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Зелигманн К. «История магии и оккультизма»
  • Рабинович В. Л. «Божественная Комедия» и миф о философском камне // Дантовские чтения 1985. / Под общ. ред. И. Ф. Бэлзы. — М.: Наука, 1985. — 288 с.
  • Рабинович В. Л. Алхимический миф и химеры собора Парижской богоматери (К проблеме сопоставления). // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. / отв. ред. и сост. И. Т. Касавин. — М.: Политиздат, 1990. — 464 с. ISBN 5-250-00752-X

Ссылки[править | править код]

  • Артефиус о философском камне
  • Способ получения философского камня
  • Краткий словарь алхимиков

Источник

Превратить свинец в золото – возможно ли это? Средневековые алхимики были уверены, что у них получится это сделать, стоит только найти философский камень – таинственную субстанцию, способную облагораживать простые металлы. Что же это за волшебное вещество, удалось ли кому-то из алхимиков или современных ученых его отыскать и существует ли оно на самом деле?

Описание философского камня

Философский камень – что же это и какой на вид этот магический элемент? Найти описание непосредственно философского камня, того, как он выглядит, является ли твердым веществом или жидкостью, сложно. Упоминаний о нем как о камне мало, чаще всего его представляют в виде порошка или эликсира. Некоторые источники описывают его в виде красного, оранжевого или желтого полупрозрачного камня. Если камень еще не дозрел, то он белого цвета и способен превращать неблагородные металлы в серебро. Его вес больше, чем у золота, он растворяется в любой жидкости, но не горит в огне.

Средневековая философия и алхимия были пронизаны символизмом. Каждому веществу или явлению соответствовал магический символ. Так, в качестве символа философского камня чаще всего выступали:

  • змей Уроборос, поглощающий свой хвост;
  • гермафродит ребис, получившийся из объединения «короля» – серы и «королевы» – ртути;
  • лев, проглатывающий солнце.

Упоминания о волшебном камне

Первые сведения о магическом веществе, способном преобразовывать металлы, относятся к 300 г. до н. э. Древние греки называли этот элемент первичной материей и считали, что из него произошли остальные 4 элемента: вода, воздух, огонь и земля. Описание первоматерии содержится в трудах Платона и Зосима из Панополиса.

Немецкий монах Рогерус, живший в VII в., писал в своем философском трактате «Различные ремесла», как получают магическую субстанцию. Основной ингредиент – василиски, которые вылупились из яиц, снесенных старым петухом. Василисков сжигают, а их пепел смешивают с кровью рыжего юноши. Эту субстанцию растворяют в винном уксусе – и волшебный камень готов!

Волшебный камень пытались найти не только европейские, но и восточные алхимики. В VIII в. Джабир ибн Хайян предположил, что любой металл – это сочетание четырех основных элементов. Чтобы превратить один металл в другой, нужно всего лишь изменить пропорцию этих элементов. Он уверял, что у него получилось создать красный порошок, который способен вызвать такую трансмутацию, и назвал его «аль-иксира». От этого арабского слова произошло название «эликсир». Знаменитый ученый Авиценна раскритиковал предположение о возможности преобразования одних металлов в другие.

Несмотря на то, что к алхимикам в средневековье относились неоднозначно, многих из них обвиняли в колдовстве и связи с потусторонними силами, даже монахи увлекались мистической «химией» и пытались создать философский камень. В XIII в. немецкий монах Святой Альберт Великий в своих трудах пишет, что ему удалось понаблюдать за созданием магического вещества. Также утверждают, что ему самому удалось создать эликсир.

Иллюстрация из книги-инструкции Mutus Liber

Французский алхимик Николас Фламель в XIV веке написал абстрактную и очень непонятную инструкцию о том, как создать волшебный порошок – «Mutus Liber». Эта книга не содержит ни оного пояснения, лишь гравюры, по которым сложно что-либо понять. По легенде, он и его супруга Пернелла создали таинственное вещество и обрели бессмертие.

Читайте также:  Какие свойства газов отличаются от твердых тел и жидкостей

Английский алхимик Джордж Рипли в XV в. создал «Книгу двенадцати врат», где описал свой способ получения волшебного эликсира. В его рецепте основным веществом является бром, который, по его мнению, и является первоматерией.

Что делает артефакт и для чего его пытались найти или создать алхимики?

Зачем же алхимики на протяжении столетий искали загадочный магический эликсир? Основное свойство волшебного вещества – это трансмутация металлов, в результате которой неблагородные металлы, например свинец или олово, превращаются в золото.

Неужели основной целью была всего лишь нажива? Среди средневековых химиков были благородные, знатные люди, дворяне и врачи, для них обогащение стояло не на первом месте. Однако нельзя отрицать, что были и те, кто таким образом пытался разбогатеть.

Золото было не целью, а средством получения философского камня. Его появление свидетельствовало о том, что магическое вещество получено. По представлениям средневековых философов, таинственный эликсир давал духовное освобождение и абсолютную свободу.

Одно из основных свойств философского камня – излечение от всех болезней, именно это делает его таким желанным для средневековых философов. Он являлся универсальным лекарством, которое исцеляло бы от любых недугов, возвращало жизненные силы и молодость, а также даровало бессмертие. Для этого из волшебного порошка следовало приготовить золотой напиток и пить его, чтобы постоянно поддерживать молодость и здоровье.

Другие возможности эликсира:

  • создание вечно горящих ламп;
  • превращение обычных камней в драгоценные;
  • воскрешение мертвых растений;
  • создание гомункула.

Существует ли камень на самом деле?

Удалось ли кому-то из средневековых алхимиков создать философский камень? Есть много упоминаний об успешном завершении алхимических опытов. Тех, кто смог создать волшебный эликсир, называли адептами, среди них были и женщины:

  • первая женщина-алхимик Мария Профетисса, которая жила в I или II в. н. э. и основала александрийскую алхимическую школу;
  • египетский алхимик Клеопатра Алхимистика, жившая в III или IV в. н. э. в Александрии.

Нет ни одного достоверного свидетельства того, что кому-то удалось создать философский камень, несмотря на множество упоминаний об успехе. Это неудивительно, ведь подобные превращения и, тем более, вечная жизнь, невозможны.

То, что не удалось сделать средневековым алхимикам, получилось у ученых ХХ века. Трансмутация обычных металлов в золото все-таки возможна, но только в результате ядерной реакции. В 1941-м г. ученые в лаборатории ядерной физики бомбардировали потоком нейтронов ядра ртути. В результате этих экспериментов образовались нестабильные изотопы золота с массовыми числами 198, 199 и 200, массовое число натурального золота – 197. Из 100 мг ртути получилось 35 мкг благородного металла.

Подобное открытие вызвало ажиотаж в мировой прессе – неужели теперь можно создавать искусственное золото?! Ликование длилось недолго, мечты алхимиков о преобразовании металлов в драгоценность остались мечтами и в ХХ в. Испуская бета-лучи, полученное золото через несколько часов превратилось в обычную ртуть.

Источник

Философский камень олицетворяется с мифическим веществом, которому приписывают магические свойства. Люди верят, что такой минерал даст им возможность обрести вечную жизнь и из простых металлов получать настоящее золото. Никаких достоверных фактов, подтверждающих или опровергающих существование философского камня, нет.

Что такое философский камень: описание

Что такое философский камень

Легенда, рассказывающая про философский камень, до сих пор будоражит сознание ученых умов. Считается, что такой минерал обладает невероятными свойствами. Он имеет несколько разных названий. Это:

  • эликсир вечности;
  • камень мудрецов;
  • ребис;
  • пятый элемент;
  • красноцветная тинктура.

Его наделяли разнообразными удивительными свойствами. Но самое главное и основное его качество – это возможность любой металл превратить в золото. Из древних писаний следует, что история происхождения мифического минерала связана с ошибочной реакцией ртути с серой. И именно они являются основными компонентами эликсира жизни, который дарит долголетие и здоровье.

К основным свойствам, которым наделяла наука алхимия этот камень, можно отнести:

  • достижение вечного бытия;
  • возможность получить несметное богатство, создавая золото из сподручных металлов;
  • обретение славы и невероятной силы;
  • раскрытие все мировых тайн и секретов.

Внешний вид камня

Философский камень в писаниях древних алхимиков представляется не в виде твердой структуры, а в форме порошка. Но в разных трактах он имеет разнообразное свойство и описание. Иногда его представляют в виде красного, черного или темно-синего камня. А порой он предстает в форме бесцветного, белого или желтого порошка.

История и легенды философского камня

Физик и алхимик Парацельс описал философский камень как твердую субстанцию с блестящей темно-красной поверхностью. И именно таким описанием стали в последующем руководствоваться другие алхимики, для которых поиск философского камня стал смыслом жизни.

Как возникла идея философского камня

Алхимия – это целая средневековая дисциплина, в основе которой лежит физика, философия, религия и химия. Именно поэтому она сосредоточена на преобразовании различных элементов. Поэтому многие ученые алхимики почти всю жизнь отдали на то, чтобы одни материалы попробовать превратить в другие.

В древние времена алхимик Николас Фламель первый упомянул в своих писаниях о философском камне. Он писал, что во сне к нему явились ангелы, которые как раз и рассказали, как получить такое мистическое вещество. Но ученый неожиданно проснулся и так не успел запомнить самый последний компонент. В итоге, попробовав заниматься его созданием, он получил ошибочную реакцию при взаимодействии всех составляющих.

Но вера в магический философский камень не только не пропала, она стала еще крепче. И в последующем алхимик вместе со своей женой всю жизнь посвятили поиску последнего, недостающего компонента. И некоторые считают, что он все-таки философский камень создал.

Читайте также:  Какими лечебными свойствами обладает боярышник

Многие алхимики были одержимы идеей получить философский камень, который между собой они называли ребис. Для них это было сродни приближению себя к Богу, так как посредством такого вещества моментально откроются все тайны мира.

Алхимическая символика

Алхимические свойства философского камня

В популярных трактах древних алхимиков символом философского камня выступал змей, который именуется как Уроборос, связанный с пожирающими свойствами. Еще одним символом такого мистического минерала является ребис. Это гермафродит, который был создан в результате соединения философской серы, именуемой королем, и философской ртути, именуемой королевой.

В некоторых трактах этот камень символизируется как лев, проглатывающий солнечное светило. Это должно выглядеть величественно и устрашающе.

Способ получения

Нигде нет точной информации, как именно получить философский камень. Известно, что неизменными составляющими такого минерала являются следующие компоненты:

  • сера философского характера;
  • серебряный раствор;
  • философская ртуть.

Сколько экспериментов по созданию этого камня ни проводилось, все они заканчивались провалом. Ни одно созданное вещество не обладало теми свойствами, которыми изначально наделялся философский камень. Оно не превращало металл в золото, не исцеляло больных людей, не дарило вечную молодость и здоровье. Но искать способ его создания люди не переставали.

Чтобы получить этот камень, средневековые алхимики искали уникальный рецепт. Они полагали, что золото содержит красную серу, а серебро – белую. А при помощи черной серы можно было получить свинец. Поэтому они разными способами смешивая всевозможные виды серы, пытались создавать философский камень.

Способы получения философского камня

Для того чтобы металл приобрел необходимую кондицию, алхимики тщательно обрабатывали основные элементы. В результате таких экспериментов ученые получали достаточно интересные, новые открытия. Но вот создать именно философский камень им так и не удалось. Зато такие опыты дали возможность заложить фундамент для последующего развития такой науки, как химия.

В своем труде монах Теофиль, живший на севере Германии, описывает, как можно получить философский камень. Этот процесс он подсмотрел у алхимиков. Изначально необходимо вырастить василисков. Это подобие рептилий, которые выводятся из яиц, снесенных петухом. Затем такие яйца продолжают высаживать жабы, которых специально кормят хлебом.

Сначала должны вылупиться петушки, которые ничем от обычных не отличаются. Но на седьмые сутки у них должны вырасти змеиные хвосты. Василисков помещают в медный высокий котел, разводят под ними огромный огонь и дожидаются того момента, пока рептилии не сгорят полностью. Затем оставшееся от них содержимое размельчают и добавляют к этому составу кровь рыжего мужчины в виде сухого порошка.

Все компоненты в чистом сосуде разводятся крепчайшим винным уксусом. Затем небольшой слой этого состава помещается на край тонкой медной пластины, которая потом ставится на огонь. Как только пластина расколется добела, ее достают, остужают и снова смывают тем же составом. Проделывается такой процесс до тех пор, пока медная пластинка не будет поглощена полностью полученной смесью и не приобретет самый настоящий цвет золота.

MutusLiber

Свойства и легенды о философском камне

Под названием MutusLiber скрывается своеобразная инструкция, рассказывающая, как создать философский камень, приобретенная Николасом Фламелем у одного еврея. Этот француз, живший в четырнадцатом веке, посвятил всю свою жизнь созданию вечного эликсира молодости. Это было его основное дело.

Предполагается, что он все-таки обрел бессмертие, как раз благодаря так называемой Немой книге (MutusLiber). Ее уникальность в том, что там не написано ни единого слова. Весь процесс, как находить и создавать философский камень, представлен в виде сложных гравюр.

Великий Гримуар

В книге «Великий Гримуар» целая глава отведена секретам магического искусства, где описывается процесс создания философского камня. Состоит он из следующих этапов:

  1. Сначала нужно взять горшочек земли и добавить к ней один фунт красной меди и половину стакана холодной воды.
  2. Все компоненты нужно кипятить в течение получаса.
  3. Затем к ним добавляются три унция медной окиси, после чего вся смесь кипятится еще один час.
  4. Туда же добавляются две с половиной унции мышьяка, после чего состав снова на один час ставится на огонь.
  5. Следующим компонентом становится тщательно размельченная кора дуба (три унции), а состав опять кипятится тридцать минут. Следом добавляется унция розовой воды, и смесь еще 12 минут держится на огне.
  6. Завершающим этапом становится добавление сажи, а состав кипятится до момента готовности. Проверить это можно при помощи гвоздя, который опускается в эту смесь и начинает менять свои свойства.

По Джорджу Рипли

Алхимики и философский камень

Английский алхимик, которого звали Джордж Рипли, оставил после себя проект «Книга двенадцати врат». В ней он описал необычный способ создания философского камня, который сравнивал с эликсиром вечной молодости. Алхимик предлагал накаливать ософскую ртуть, пока она не превратится во льва.

Затем красного льва надо было держать на песчаной бане вместе с виноградным спиртом, пока не выпарится вся жидкость. В итоге ртуть должна была преобразоваться в каменистое вещество. В последующем предлагается провести еще несколько сложных мистических опытов, в ходе которых появляется дракон. Под командованием алхимика он воспроизведет зеленого льва, который сожрет свой хвост. Именно в этот момент появится человеческая кровь и горючая вода. Смешиваясь, они предстанут в виде философского камня.

Существует ли философский камень на самом деле?

Существование философского камня до сих пор находится под сомнением. Нет фактов, которые точно указывают на его отсутствие. Но и достоверных сведений, говорящих о его стопроцентном существовании, также нет.

Многие ученые подтвердят теорию, что золото можно получить их других металлов. Но для этого требуются определенные условия. Да и стоить такое золото будет баснословно дорого. Поэтому его производство считается нецелесообразным. Существовать философский камень может в умах уже современных ученых.

Источник