Философия какое свойство присуще времени
Время обладает набором свойств, обладающих различной степенью общности – от универсальных до специфичных. Это следующие свойства:
* Вечность;
* Длительность;
* Направленность;
* Непрерывность;
* Специфичность проявления;
Проблема начала является самой сложной в науке и в философии. Как правило, начало принимается “на веру”, в качестве гипотезы и служит фундаментом различных теоретических построений. До тех пор, пока эти построения удаются, не противоречат друг другу и являются практически реализуемыми, проблему начала оставляют в покое. Конечно, интересно знать, когда появились Вселенная, наша Земля, человек. Но не более того. Знать окончательно этого мы все равно не можем. На сегодняшний день начало Вселенной связывают с “Большим взрывом”, в результате которого появились физические объекты, законы, которым подчиняется их бытие, а также время. Что было до “Большого взрыва” – об этом можно только строить гипотезы. Очевидно, что “что-то” было. Поэтому принято говорить о вечности бытия: в той или иной форме мир существовал всегда, и будет существовать всегда. То же самое можно сказать о времени: нет объектов, которые были бы вне времени, по отношению к которым невозможно было бы применить координату времени. Любой объект существует “когда-то”. Говорить о начале времени уместно и допустимо лишь применительно к определенному бытию, то есть к бытию конкретных объектов. Они когда-то возникают и когда-то исчезают, переходя в новое качественное состояние.
Длительность – продолжительность существования чего-либо, например, интервал жизни. Иными словами – это срок бытия объекта, то, что находится между его началом и концом. Длительность является универсальным свойством времени. Уже на уровне обыденного отношения к миру человек воспринимает его не как нечто застывшее, а как процесс, как дление, как разные связанные и не связанные друг с другом события. Длительность выступает в качестве основной характеристики любого определенного бытия, его собственного времени. Противоположность длительности является мгновение, момент времени. Любая длительность может быть стянута, сжата в некую точку, не обладающую существованием и длительностью. К примеру, на основе открытого факта расширяющейся Вселенной был сделан поразительный вывод: в прошлом существовал момент, когда вся Вселенная была сосредоточена в одной точке, сжата до минимального размера. Ньютон считал мгновение реальным, физически наименьшим длением. Декарт и Спиноза считали длительность одним из атрибутов бытия, равно относящимся как к материальным, так и к духовным явлениям. Сказать о каком-либо явлении, что оно “есть” – значит зафиксировать момент его существования. Этого недостаточно, чтобы составить себе представление об этом явлении. Необходимо установить, что это нечто изменяется, разворачивается, длится.
Длительность как свойство времени дает возможность измерять его с помощью часов, на основе эталонов, мер и стандартов времени. По своей суть и цели измерение времени – это сопоставление и сравнение различных длительностей. В искусстве свойство длительности породило представление о времени как потоке, реке жизни.
С длительностью времени связана его направленность. Оно бывает необратимым и обратимым. Необратимость времени означает, что все наши состояния и состояния других существ следуют одно за другим, никогда не возвращаясь к пережитому. Для человека это напоминает о бренности его бытия: жизнь проходит и то, что прожито, уже никогда не повторится. Жизнь никогда не повторяется, а находится в состоянии непрерывного обновления и становления. Представление о необратимости времени возникло из повседневных эмпирических наблюдений необратимости всех процессов, связанных с жизнедеятельностью человека и развитием общества. В физике подтверждением существования “стрелы времени” служит второе начало термодинамики. Оно утверждает о возрастании энтропии и, в перспективе, наступлении “тепловой смерти Вселенной”. Если в кофе налить сливки, то их уже не отделить от кофе – вот бытовая аналогия второго начала термодинамики. Правда, основатель статистической термодинамики Людвиг Больцман допускал ничтожную вероятность того, что сливки и кофе вновь разделятся. Эта вероятность, по его мнению, равна вероятности того, что все жители одного большого города в один и тот же день покончат жизнь самоубийством. Но второй закон термодинамики действует только в закрытых системах, а наша Вселенная не является таковой. Поэтому необратимость относят не к Вселенной в целом, а к происходящим в ней термодинамическим процессам.
Необратимость времени подтверждают палеонтология и геология. Доказано, что возникновение новых свойств структуры материи происходит не без потери некоторых её наличных свойств при понижении уровня преемственности. Всякое новое появляется на основе и за счет забвения старого.
Необратимость не является универсальным свойством времени. В мифах практически всех народов Земли присутствует образ “Колеса Фортуны”, которое символизирует цикличность времени. Древние люди верили, что удача неизбежно сменится ударом судьбы, который смягчится чем-либо и вновь перейдет в удачу. Судьба призывает быть спокойными и терпеливыми, особенно не радоваться приобретениям и не печалиться по поводу утрат. Все равно все будет так, как было. Подобное отношение к времени называется традиционным. Постоянство, стабильность, неприятие изменений – главные характеристики традиционного мышления. В литературе и философии конца XIX- начала XX века популярным был архаический миф о “вечном возвращении”. Он является центральным в произведениях Ф.Ницше, О.Шпенглера, Л.Н.Гумилева, Т.Манна, Г.Г.Маркеса. Русский религиозный философ Н.Ф.Федоров в книге “Философия общего дела” обосновывал необходимость и возможность воскрешения всех умерших предков. Интересна концепция времени, предложенная английским физиком и писателем Уильямом Данном. Он проанализировал известный всем феномен пророческих сновидений, когда в одном месте планеты человеку снится событие, которое через год наяву происходит на другом конце планеты. Объясняя это загадочное явление, Данн пришел к выводу, что время имеет как минимум два измерения для одного человека. В одном измерении он живет, а в другом выступает в качестве наблюдателя. И это второе измерение является пространственноподобным, по нему можно передвигаться в прошлое и будущее. Оно проявляется в измененных состояниях сознания, когда интеллект не давит на человека.
Упорядоченность времени по направлению называется полярностью. Полярность вектора времени означает, что прямое и обратное направление не совпадают. Особенно это проявляется в истории общества, где стрела времени имеет четкую направленность в будущее.
О таком свойстве времени как непрерывность активно заговорили после того, как греческий философ Зенон Элейский сформулировал свои знаменитые апории. В придуманных Зеноном логических задачах утверждалась немыслимость движения. Так, апория “Стрела” доказывала, что можно представить сколь угодно малый момент времени, когда стрела покоится. О том же самом говорит апория “Ахилл и черепаха”: быстроногий Ахилл не догонит медленно ползущую черепаху, потому что для этого ему нужно пройти половину расстояния, отделяющего его от черепахи, а чтобы пройти половину, нужно пройти четверть и т.д. В итоге, если делить расстояние до бесконечности, он не сдвинется с места. Однако уже Аристотель заметил, что этот парадокс основывается на понятии “момент времени”. Если же время непрерывно, то и парадокса не возникнет.
Различают качественное и количественное время. Первое связано с изменчивостью мира, с последовательностью между качественными стадиями в развитии объектов. Почему мир изменяется? Откуда берется последовательность событий? Почему все меняется и невозможно постоянство мира? – это те вопросы, которые проясняют смысл качественного времени. Качественное время отражает главную онтологическую функцию времени – вынашивать перемены, быть индикатором изменений. Время делит бытие объекта на части: отрезки, периоды, этапы, которые качественно различаются друг от друга. День – ночь, осень – зима – весна – лето; рождение – детство – отрочество- юность – взрослость – старость – смерть; начало революции – её динамика – спад – исчерпанность потенциала, – вот примеры качественных состояний объектов, выделяемых посредством времени.
Качественное время служит выражением состояния одного и того же объекта, с его помощью нельзя сравнивать изменения, происходящие в разнородных объектах. Время в традиционной исламской культуре отличается от времени эпохи модерна; время бытия природного объекта отличается от социального времени; время в живой природе отличается от времени в неживой природе. Время, таким образом, не представляет собой некие универсальные космические часы; правильней было бы понимать его как последовательную вертикальную связь между качественными ступенями в жизни объекта, как нечто, связывающее между собой начало и конец определенного бытия. В этом смысле время не может быть единым, универсальным, – оно относительно и конкретно. Универсальным является лишь понятие времени, выступающее одной из координат бытия: вне времени не может быть ни один объект.
Количественное время – это внешнее по отношение к определенному событию время, которое служит для измерения его длительности посредством соотнесения с внешней шкалой или с другими событиями. Такое время играет важную роль в координации и синхронизации разных событий и процессов: расписание движения поездов, момент “Ч” при планировании и ведении боевых действий и т.д. Время связывает различные события в некое смысловое единство. Война, к примеру, сама по себе является бессмыслицей, если ей не предшествуют вызвавшие её противоречия, а затем, по её окончании не следует мирный договор, закрепляющий её итоги. То есть, время “встраивает” событие в более широкую панораму, связывает его с другими событиями.
Источник
Когда мы говорим о вечности, чаще мы имеем в виду не бессмертие, а время.
Каждый человек хотя бы раз задумывался о значении данного понятия. Первоклассник, шагая за знаниями, рассуждает, когда ему возвращаться домой. Беременная женщина мечтает о моменте встречи с долгожданным малышом. Взрослый с внутренней дрожью боится той минуты, когда уйдут из жизни родители. Старец, уставший от забот, вспоминает свои счастливые дни и уже не боится конца. Такие мысли есть рассуждения о времени.
Философы пошли дальше – решили изучить его сущность, разработать концепции.
Как философия объясняет время
Понятие имеет неопределенную, неосязаемую сущность. Оно подобно точке отсчета. Если говорить об определении, то время в философии – это безвозвратное чередование прошлого, настоящего, будущего. В границах чередования заключаются события человеческого бытия. Но даже настолько понятными словами невозможно дать точное описание. Веками человечество гадает о природе понятия, различные поколения, культуры высказывали предположения на этот счет. По сей день не существует конкретного доказанного определения.
Некоторые мыслители считают время объективным понятием, другие субъективным. Древние цивилизации заметили цикличность. Восход — закат (день), весна – зима (год). Позже мыслительный человеческий процесс констатировал его линейность, взаимосвязь с пространства. Средневековые мудрецы открыли междисциплинарное направление – темпорологию. Существовала даже Международная исследовательская организация, президент которой (Дж.Т. Фрезер) выдвинул теорию универсальности понятия. В стенах общества, основываясь на теоритических междисциплинарных материалах, происходили колоссальные исследования. Опыты только подтвердили невозможность однобокого изучения.
История развития общества прослеживает четыре концепции: реляционную, субстанциальную, статическую, динамическую.
Концепции разнятся выражением взаимосвязи между объектами и временем.
Представление времени в литературе
В литературе понятие определяется, как временное построение, передаваемое разными ракурсами перевоплощения, действия и понимания через литературные произведения, как разновидности искусства. Искусство выступает информационным средством.
В литературном произведении действие происходит между тремя субъектами – автор, главный герой, читатель. Из этого следует, что текст связан с временем следующими координатами:
- Реальный период создания – век, дата, протяженность процесса создания;
- Период использования – измерение функционирования слова в конкретном произведении (пергаменте, папирусе, книге, информационном источнике);
- Период восприятия читателем.
Время нахождения литературного издания никак не связано с временем, которое оно отображает, так как произведение есть объект эстетического осмысления. Он показывает временное расстояние: изображение реальности, как целостной картины; передача условий существования предмета; отображение прошедшего, настоящего, будущего; изменения одного и того же художественного образа. Объект не эстетического осмысления не передает динамику.
Существует четвертая координата – художественное время (внешний событийный фон художественной реалии произведения). Фабульное (возможность действий, реакции, жесты персонажа) выступает его частью. Оно необходимо для конкретной датировки действий, ощущения реальности созданной действительности.
На самом деле для автора понятие выступает способом изображения главного персонажа жизни.
Свойства времени
Свойства разнообразны. Но их легко получится свести к следующим понятиям:
- Вечность;
- Длительность;
- Необратимость;
- Упорядоченность;
- Непрерывность;
- Специфичность проявления.
Вечность. Никто не знает, когда произошел мир. О том, было ли начало устали спорить гениальные умы. Поэтому проблема «начала» остается нерешенной. Существует теория «Большого взрыва», последствием которого стало возникновение Вселенной. Взято за основу, что мир всегда был, есть, будет, то есть констатируется вечность бытия.
Длительность. Она характеризуется продолжительностью бытия, сроком бытия от его начала до конца. Длительность воспринимается, как событийный процесс, определяющий собственную жизнь человека. Ее отражает мгновение, но оно же является ее антиподом. Длительность — универсальное свойство времени, которое можно измерить часами. Суть измерения заключается в сравнении разных длин.
Необратимость. Это не универсальное свойство отражает цикличность, которую удобно рассмотреть на примере «Колеса фортуны» — когда удача сменяется неудачей, а судьба требует терпеливости.
Упорядоченность. Упорядоченность характеризуется полярностью, которая гласит, что прямое и обратное направления не совпадают, потому что стрела часов имеет четкий курс на будущее, но не обратно.
Непрерывность. Парадоксальное качество, подразумевающее, что стрела времени способна хотя бы на мгновение находиться в покое. Миф был развеян Аристотелем: «существует момент бытия, не его остановка», а из этого следует вывод, что парадокса нет.
Специфичность. Свойство характеризуется качеством, количеством. Качество времени отражает состояние объекта, его изменения. Количество является отношением определенного момента (события) к общему.
Временные концепции
Практика трехтысячелетнего изучения времени разработала четыре основные концепции, о которых уже упоминалось выше. Рассмотрим их подробнее.
Реляционная(относительная). Время не существует отдельно от объектов, поскольку является проявлением их свойств. Ввел реляционную концепцию Аристотель на основании передвижения физических тел во времени. Его высказывание детализирует: «время – количество движений по отношению к прошлому, будущему». Теория относительности подтверждает сущность концепции, согласно которой оно является отношением между физическими моментами и объектами.
Субстанциальная. Ее определяет время независимо существующей действительностью, так же как пространство и материя. Декарт считал его пустотой, содержащей все разнообразие Вселенной. Ньютон видел понятие независимым от объектов, событий фоном.
Статическая. Принимает события действительности реальными моментами настоящего. Временная стрела отсутствует. Писатель Лайтман на основании статической концепции предположил существование большого количества Вселенных.
Динамическая. Динамическая концепция предполагает временную шкалу, которая содержит прошлое, настоящее, будущее. Система подтверждает четкую их взаимосвязь, сохранение цельности на фоне изменений, влияние прошедшего на грядущее. Динамическая тенденция вносит в концепцию большую фундаментальность, чем материя и пространство за счет линейной формы.
Физика, ее нерешенные проблемы
Философствование о времени затронуло и научную сферу. Поскольку сущность его тесно связана с физическими процессами, детальным изучением явления занялась физика. Исследования привели к ряду проблем, которые то решались, то снова имели место быть.
Проблема абсолютности. Свойство абсолютности, то есть состояния везде, всегда быть одной и той же длинны, заметил Ньютон. Из него вытекает следующее правило – движение в обратном направлении не повлияет на уравнение механики. Но Эйнштейн своей теорией относительности доказал его неразрывность с пространственным измерением. Солнце своей огромной массой, искажает временное пространство, из-за чего Земля совершает эллиптические вращения вокруг светила.
Проблема сингулярности. Но теория относительности тоже оказалась спорной, она породила проблему сингулярности – состояния Вселенной в период начального расширения. Хокинг имел на данный аспект такой взгляд: «Общепринятое определение времени заменяется понятием мнимого. Оно входит в уравнение наряду с пространственными координатами, поэтому исчезает разница между временной осью, направлениями координат». По-другому проблему сингулярности решает теория гравитации – сущность пространства и времени применима только до минимальных планковских масштабов.
Проблема свойств. В теории физического вакуума возникает понятие временного кванта, который с помощью бюонов формирует трехмерное пространство. Это противоречит концепции многомерных пространств.
Временной отсчет
Философия отсчета времени предполагает – все системы зависят от него, происходят в нем, поэтому возникла необходимость отсчета. Для этого ввели единицы измерения: секунды, минуты, часы. А также сутки (день, ночь), месяцы, годы.
Позже появилось понятие собственного времени, которое измеряется часами передвигающимися вместе с физическим телом, то есть в собственной системе отсчета.
Источник
Пожалуй, сегодня нет, не побоюсь этого выражения, столь религиозной по характеру познания области, как фундаментальные основы мироздания, природы — бытия. С одной стороны, научные теории, в той или иной степени общепринятые и авторитетные, предлагают на суд широкой публики могущественный математический аппарат и спорные выводы. С другой стороны, любители популярной науки, профильные журналисты и доморощенные мыслители теряются в догадках, пытаясь выстраивать всевозможные теории реальности, описывая, порой, феерические предположения.
Данная заметка не охватит и малой толики необходимого рассмотрения предмета, цель написания — вкратце пройтись по некоторым различиям между определениями физики и философии, затронув и методологические вопросы. Более подробное рассмотрение отдельных тем предполагаю в дальнейшем, а любознательный читатель может и самостоятельно начать знакомиться с разработкой затронутых категорий и понятий.
Математическая связь энергии, массы и скорости света — стала негласным символом науки, физики и, временами, интеллекта.
Последний век триумфа физики ознаменовался гипотезами, по части свойств пространства и времени, что привели к отказу от их абсолютности. Путешествия во времени и деформации пространства стали возможными. Природа в принципе стала странной, что отмечают и физики, зачастую добавляя многозначительное: “пусть это и противоречит привычной логике“. Инфляционная модель Вселенной, периодически приравниваемой ко всему мирозданию, считается установленным фактом, который подтверждают многие наблюдения. Достоверным фактом считается и “двойственная природа” частиц, что могут быть и корпускулами, и некими волнами, вплоть до раздвоения частиц и путешествий во времени, зависимо от так называемого “наблюдателя”.
Общепринятая научная методология, которой пользуется и физика, сводится к описанию (моделированию), прежде всего математическому, явлений, что называют так же “объяснением”. Физическое объяснение, фактически, означает математическое описание. Если описание дает “предсказания”, совпадая с другими экспериментами, считается, что модель верна и переходит из разряда гипотезы в теорию. Это одна из причин, почему математику, оперирующую количеством, иногда называют “языком Вселенной”, упуская из вида качественную определенность. Фундаментальными законами считаются законы физики, и их часто экстраполируют до разных дисциплин, например, сводя причинно-следственные связи к причинности в физике или наделяя законы термодинамики значением всеобщих законов.
Разум выступает в роли “стенографиста” некого мирового калейдоскопа — хаоса
Научная концепция, особенно в космологии и квантовой механике, не предлагает общей системности. Это хорошо видно по массовой просветительской работе, проводимой научно-популярными ресурсами, по общим рассуждениям ученых современности. Для примера можно взять брошюру “Эта идея должна умереть”, где видные умы с легкой руки разбрасываются налево-направо “теорией всего”, бесконечностью или цельностью мироздания. Можно понять наличие гипотез, рубежи науки, где нет стройных теорий, и многие факты пока противоречивы, поскольку не до конца ясны, но когда познание допускает методологические, то есть, общие-логические огрехи, получается фарс.
В физике материей называют известные и некоторые математически предполагаемые виды вещества, определение зачастую путается, исключая из понятия поля, волны, энергию и наоборот, включая в понятие материи пространство и время, поскольку их наделяют формой и движением, способностью порождать материю.
В философии материя — общая категория, абстрагирующаяся от конкретных, опытно известных форм вещества, но охватывающая их все. Материя никогда не была создана, у материи не может быть не материальной предпосылки, и не может быть уничтожена в силу бесконечности, движение материи — имманентно, у материи нет состояния покоя (покой это погрешность относительности). Все, что имеет место, время и движение — материя. У философии в распоряжении аксиомы, логически безупречные выводы о свойствах материи: бесконечная дискретность, бесконечное количество и, что важно, абсолютное, а не относительное, движение.
Философская категория “материя” охватывает всю субстанцию природы, ее движущуюся, образующую, развивающуюся объективную реальность, разумеется, включая и те формы движения, которые никогда не станут предметом человеческого опыта, будучи слишком мелкими или масштабными. Философски-логически можно утверждать, что человечество никогда не откроет форму материи, не обладающую известными общими свойствами. В этом кроется методологическое различие философии и общепринятого научного метода, по этой причине классифицируемого философией как “позитивизм”: философия исходит из того, что общие категории и законы присущи каждому случаю, иное попросту не может быть познанным, понятым.
Пространство и время как дело часов и линейки
Основываясь на этом, ясно, что нет полей, энергии, волн и, тем более, двойственных состояний, не являющихся формами движения материи. Движение на любом уровне подчинено общим законам, движения вне материи нет, нематериального движения не существует, и иное немыслимо. Это же касается пространства-времени, если то или иное движение не измеряется классической механикой, предполагающей состояние покоя, нет оснований ставить пространство и время в зависимость от форм движения материи.
Ни пространство, ни время не обладают субстанциональностью. Пространство обладает единственным свойством — бесконечным покоем, что мы понимаем как логически необходимую противоположность абсолютному движению материи. Мироздание, лишенное этого фундамента, не могло бы существовать, как не существует в природе ничего алогичного в принципе. Время не существует ни позади, ни впереди, фиксация прошлого и будущего дана в формах материи, имеющих причины и следствия, благодаря которым мы фиксируем относительные моменты движения и скорость. При этом, вся бесконечная природа существует лишь в один момент времени, без деформаций, скачков или путешествий сквозь пространство и время. Все события происходят единовременно, где время можно обозначить как способность материи к изменчивости, или, другими словами, во всей природе время течет одновременно, что не является движением буквально.
Физика пока не имела дела с пространством и временем как таковыми, опыт с ними в принципе невозможен. Опыт дает лишь относительные состояния форм материи, из которых делаются выводы о пространстве и времени. Формы материи обладают свойствами пространственности (измерениями) и движения, из которых складываются представления об относительной скорости. Особенно подчеркну, физическая сущность пространства и времени никогда не будет установлена, и выводы об их взаимодействиях неправомочны.
Природа наблюдаемым, конечно, не исчерпывается, но разум способен выделить общее из частного, даже если это “весь мир”
У мироздания, обозначаемого философской категорией “бытие”, синонимичной слову “все”, то есть, вообще все, есть только три фундаментальные “составляющие”: материя, пространство и время, которые можно, воспользовавшись просторечием, сформулировать тремя вопросами: что, где и когда. В бытии-мироздании нет и не может быть ничего, минующего место, время и форму. Причем, время это всегда одно: сейчас, в любой точке в бесконечности, где за точку может быть принят любой масштаб. При этом, время, как всеобщее движение материи, течет в вечности, представляя новое “сейчас” бесконечно малыми отрезками, бесконечно же далеко отрывающимися от наивного представления, скажем, о малой наносекунде или высокой скорости света. Материя, пространство и время — фундаментальные условия бытия.
Когда физика, рассматривая явления, действительные физические свойства которых до сих пор не ясны, начинает математические игры со временем и пространством, проявляется алогичная недальновидность, не берущая в расчет, например, пока еще неизвестные формы материи, являющиеся необходимой причиной даже самых, по незнанию, подозрительных парадоксов механики космических тел или так называемых элементарных частиц. К такому методологическому просчету ведет еще один момент методологии, основанной на анти-философии, о чем говорили выше: физическим объяснением явления считается его описание, тогда как теория должна устанавливать необходимость движения форм материи. Где под необходимостью понимается движение, обуславливающее данное, такая форма взаимообусловленного движения, результатом которой становится наблюдаемое явление. Нет ни элементарных частиц как мельчайших кирпичиков — “частиц бога”, ни частиц, порожденных фундаментальными условиями существования пространством и временем — вне материи.
На смену киту и черепахам пришла “ткань пространства-времени”.
Можно предположить, что некоторые выводы и модели физики близки к реальному положению дел, но только с формальной стороны, в той степени, в которой описывают действительные явления. Так, скорость света, по видимому, выступает неплохой точкой отсчета для относительных замеров и показывает некоторую связь массы и энергии, поскольку сама масса и известные формы движения, описываемые как “энергия”, образованы формами материи, близкими к световым. Собственно, масса является выражением движения, связующего материю на нашем, атомарном уровне. Движения, пока еще физически явно не установленного, но логически однозначно существующего, поскольку обуславливает известный нам микро- и макро-мир как необходимость. Неудивительно, что при приближении к скорости света масса будет “возрастать”, поскольку сама среда уже будет выступать сопротивлением. Это же касается эффектов (или, дефектов) квантовой механики, физическая сущность микро-мира далека от понимания, и выводы, основанные на математике, не являются знанием, поскольку по факту, формы движения материи, образующие волновое и корпускулярное поведение частиц, ещё не установлены. Однако, руководствуясь объективно установленными общими категориями, можно утверждать, что ни “телепортация”, ни путешествия во времени не имеют места быть.
Источник