Феномен выделения фигуры из фона характеризует какое свойство внимания

Феномен выделения фигуры из фона характеризует какое свойство внимания thumbnail

Поиск задачи:

Сегодня рассмотрим тему №13015 Ответы к тесту по психологии 30 вопросов по предмету Психология, данный текст поможет вам справиться с заданиями по Психология. При возникновении дополнительных вопросов задавайте их в комментариях, другие участники скорее всего помогут вам.

1. Непосредственное воздействие предмета или явления на рецепторы – обязательная черта таких познавательных процессов, как:

  1. ощущение
  2. восприятие
  3. мышление
  4. воображение
  5. внимание

2. Интегральный результат непосредственного воздействия на человека каких-либо раздражителей (цветовых, звуковых, химических и т.д.) называется:

  1. восприятием;
  2. перцепцией;
  3. ощущением

3. Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, это:

  1. восприятие;
  2. эмоция;
  3. ощущение;
  4. внимание.

4. Основными свойствами ощущений являются указанные, кроме:

  1. модальности;
  2. константности;
  3. интенсивности;
  4. длительности.

5. Минимальная разница между стимулами, вызывающая различие в ощущениях, это:

  1. абсолютный нижний порог ощущений;
  2. дифференциальный порог;
  3. абсолютный верхний порог;
  4. пространственный порог.

6. Изменение чувствительности органов чувств под влиянием действующего раздражителя, это:

  1. сенсибилизация;
  2. адаптация;
  3. синестезия;
  4. апперцепция.

7. К свойствам восприятия относятся указанные, кроме:

  1. целостности;
  2. структурности;
  3. реминисценции;
  4. апперцепции.

8. Неправильное искаженное восприятие предмета или явления, действующего в данный момент на органы чувств, это:

  1. галлюцинация;
  2. иллюзия;
  3. реминисценция;
  4. адаптация

9. Когда человек носит жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их замечать. Что является причиной этого?

  1. адаптация;
  2. сенсибилизация;
  3. реминисценция;
  4. иллюзия.

10. Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется:

  1. абсолютным верхним порогом ощущений
  2. абсолютно нижним порогом ощущений (порогом чувствительности)
  3. болевым порогом
  4. дифференциальным порогом ощущений
  5. оперативным порогом ощущений

11. Ощущения, связанные с сигналами, возникающими вследствие раздражения рецепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях, суставах, называются:

  1. экстерорецептивные
  2. интерорецептивные
  3. проприорецептивные
  4. эндоцептивными

12. Расстройства различных видов ощущений называются:

  1. агнозиями
  2. галлюцинациями
  3. сенсорными расстройствами
  4. иллюзиями

13. Ощущения, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и отражающие состояние внутренней среды организма, называются:

  1. интерорецептивные
  2. проприорецептивные
  3. контактные
  4. дистантные

14. Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и име­ю­щие рецепторы на поверхности тела, называются:

  1. интерорецептивные
  2. контактные
  3. дистантные
  4. проприорецептивные

15. Восстановите последовательность. Формирование ощущений:

  1. раздражитель
  2. органы чувств
  3. нервные проводящие пути
  4. соответствующий центр головного мозга
  5. ощущение

16. Ощущения, рецепторы которых находятся в связках, суставах, и дают информацию о движении и положении тела в пространстве, называется:

  1. экстерорецептивные
  2. интерорецептивные
  3. проприорецептивные
  4. контактные

17. Пониженная чувствительность к реальным раздражителям и повышенный нижний абсолютный порог, это:

  1. гиперестезия
  2. гипестезия
  3. анестезия
  4. парестезия

18. Повышенный нижний абсолютный порог ощущений ведет к:

  1. повышению чувствительности
  2. полной потери чувствительности
  3. понижению чувствительности
  4. качественным изменениям чувствительности

19. Явление, при котором анализатор полностью не способен отвечать на раздражение, называется:

  1. гиперестезия
  2. гипестезия
  3. анестезия
  4. парестезия

20. Качественные изменения (извращения) информации, поступающие с рецептора в кору головного мозга, это:

  1. гиперестезия
  2. гипестезия
  3. галлюцинации
  4. парестезия

21. Психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей, называется:

  1. эмоции
  2. ощущение
  3. восприятие
  4. мышление

22. Психический процесс отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, это:

  1. ощущение
  2. восприятие
  3. мышление
  4. установка

23. Феномен выделения «фигуры из фона» характеризует какое свойство внимания?

  1. целостности
  2. избирательности
  3. константности
  4. осмысленности

24. Ситуация: пациент рассматривает картинку с изображением очков и рассуждает: «Что же это? …кружочек и еще кружочек…и перекладина, наверное, это – велосипед». Что нарушено в восприятии данного пациента?

  1. целостность восприятия
  2. избирательность восприятия
  3. константность восприятия
  4. апперцепция

25. Свойство восприятия, которое обеспечивает относительное постоянство по форме, цвету, величине и др. параметрам воспринимаемых нами предметов, это:

  1. апперцепция
  2. константность
  3. предметность
  4. осмысленность

26. Связь восприятия с личностью, его прошлым опытом, называется

  1. константность
  2. чувствительность
  3. апперцепция
  4. осмысленность

27. Искаженное восприятие реально существующего предмета или явления, называется

  1. галлюцинации
  2. дереализация
  3. иллюзии
  4. бред

28. Расстройства восприятия, когда человек видит, слышит, ощущает то, чего в реальной действительности не существует:

  1. галлюцинации
  2. дереализация
  3. иллюзии
  4. бред

29. Нарушение сенсорного синтеза информации, которая поступает из внешнего мира и приводит к искажению восприятия, называется:

  1. галлюцинации
  2. дереализация
  3. иллюзии
  4. бред

30. Предпочитаемый канал восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), имеющий большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи информации в процессе общения, обучения, совместной деятельности и пр., называется:

  1. апперцепция восприятия
  2. диапазон чувствительности
  3. рациональная форма познания
  4. ведущая сенсорная система

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

1

1,2

9

1

17

2

25

2

2

1

10

2

18

3

26

3

3

3

11

3

19

3

27

3

4

2

12

3

20

4

28

1

5

2

13

1

21

3

29

2

6

2

14

2,3

22

1

30

4

7

3

15

1, 2, 3, 5, 4

23

2

8

2

16

3

24

1

Категория: Психология | Добавил: Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Источник

Восприятие фигуры и фона. Когда взгляд на­правлен на объект, то соседние с ним объекты как бы сливаются, воспринимаются в «размытом» виде. Объект, на который направлен взгляд, и выделяю­щийся из окружения других объектов более четкими очертаниями и деталями, называется фигурой. Все объекты, окружающие его, – фоном. Из этого следует, что соотношение между фигурой и фоном относи­тельное: объект, только что имевший статус фигуры,

может стать фоном для объекта, который только что входил в состав его фона. При восприятии фигура обладает формой (или характерной для нее структу­рой) и выступает впереди фона. Фон же восприни­мается относительно однородным, бесформенным, не­четким и расположенным как бы позади фигуры без четких очертаний, формы или структуры. Граница (кон­тур) между фигурой и фоном воспринимается как «собственность» исключительно фигуры.

Читайте также:  К каким свойствам относится коррозионна

Восприятие объектов с позиций их фигурно-фо­нового соотношения обеспечивается свойствами пред­метности и избирательности. Предметность позволяет человеку определиться в самом факте существования данного объекта среди других объектов, а избиратель­ность обеспечивает его изучение в совокупности его мелких деталей. Такое выделение объекта из их мно­жества называется перцептивной сегрегацией. Выде­ление фигуры из фона есть начальный этап перцеп­тивной сегрегации.

Задача выделения фигуры из фона не всегда ре­шается легко. Трудности возрастают, когда для на­блюдателя обе эти части объекта равнозначны. При этом фигура и фон периодически меняются места­ми (флюктуируют). В этом легко убедиться на при­мере так называемой двойственной фигуры. Так, на рис. 2.8, заимствованном из книги Д. Майерса, изоб­ражены подсвечник (в центре) и… либо одно лицо человека, изображенное анфас, либо два лица в про­филь, направленные друг к другу.

В общем случае фигуру проще выделить из фона при:

ее резком отличии от фона по цвету, величине, форме и др.;

предварительном знакомстве наблюдателя с объектом восприятия;

наличии психологической установки, получаемой на­блюдателем накануне восприятия объекта («искать то-то и то-то»).

Рис. 2.8. Двойственная фигура и фон

Восприятие частей и целого. Рассматривая фо­токарточку знакомого человека, мы быстро узнаем его. Процесс узнавания состоит в соотнесении воспри­нимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти. Естественно, возникает вопрос, как происходит про­цесс узнавания? Предстает ли наблюдателю объект в своей целостности сразу или узнавание разбивает­ся на отдельные этапы и происходит по элементам (частям) целого? Узнаем ли мы, например, знакомо­го человека, рассматривая отдельные части его лица (глаза, нос, уши, брови, губы) или воспринимая лицо сразу в целом? Самый общий ответ таков: узнавание объекта обеспечивается его характерными опознава­тельными признаками, известными наблюдателю. Количество таких опознавательных признаков, обес­печивающих правильное узнавание объекта, состав­ляет порог восприятия.

Вряд ли, например, человек, не сведущий в физи­ке элементарных частиц, узнает в стоящей перед ним

аппаратуре синхрофазотрон. И это несмотря на то, что синхрофазотрон будет представлен во всем многооб­разии принадлежащих ему признаков. Трудно узнать длинное слово лишь по его одной части – букве. Скажется фактор дефицита опознавательных призна­ков.

В узнавании объекта важную роль играет, кроме опыта, свойство целостности восприятия. Так, на рис. 2.9, несмотря на отсутствие ряда признаков объекта (от­дельных участков прямых линий), среди множества разнообразных фигур без особого труда появляется образ прямоугольника.

Рис. 2.9. Части и целое в процессе восприятия

Опознавательные признаки могут принадлежать различным уровням статической структуры объекта или его динамических состояний. Несомненно, что узнавание зависит от индивидуальных особенностей человека (склада мышления, уровня развития инди­видуальных свойств восприятия, мотивации, установ­ки и др.). В этом плане некоторые люди склонны

воспринимать признаки более высокого уровня обоб­щения, целостные (И. Павлов относил таких людей к художественному типу с доминирующим правым по­лушарием головного мозга). Другие же, наоборот, на­чинают с выделения отдельных частей («мыслите­ли») с доминирующим левым полушарием.

Обусловленность узнавания индивидуальными факторами можно иллюстрировать теми же неодно­значными изображениями, введенными под назва­нием двойственных фигур (рис. 2.10).

Если наблюдателю дать предварительную установ­ку, сказав, что базовым, главным элементом этого пор­трета, на который следует обратить внимание, являет­ся ухо, то он увидит портрет молодой женщины, от­вернувшей лицо вправо. Если же в качестве главно­го элемента предложить глаз (в предыдущей установке этот же элемент служил ухом!), то в его сознании отразится образ недоброжелательной старухи, а образ молодой женщины останется «за кадром».

Рис. 2.10. Портрет «двух женщин»

Источник

В чем суть.

Немного популярной психологии. Посмотрите на эту фотографию. Что вы видите?

Предполагаю, что один из первых образов – шар, ну или нечто, похожее на шар, на синем фоне. Мгновение спустя образ детализируется, и вы уже видите, что косяк рыб, плывущий где-то в океанских просторах.

Почему первое, что мы видим – это объект шарообразной формы? Ведь в реальности никакого шара нет. Есть много отдельных мелких объектов – рыб, есть еще какие-то пузырьки вокруг них, есть вода, в которой они плавают. Но мы все равно видим шар. Ответ в свое время (довольно давно, еще в первой половине 20 века) дала школа гештальтпсихологии. Суть в том, что окружающий мир представляет собой хаос из отдельных объектов и информации, которая попадает на наши органы чувств. А наше сознание стремится упорядочить этот хаос. Поэтому мы воспринимаем мир в виде целостных образов (гештальтов).

Закон фигуры и фона – это один из основных законов, описывающих наше восприятие. И не только зрительное восприятие, но и вообще понимание окружающего мира и происходящих в нем событий. Но мы пока остановимся на зрительном восприятии.

Итак, согласно закону фигуры и фона в нашем восприятии всегда есть какая-то фигура, и есть фон. Фигура – это то, что воспринимается более ярко и детально. Фигура имеет четкие границы, находится в фокусе внимания, на «переднем плане». Фон – более размытый и нечеткий «задний план», не имеющий четких границ и простирающийся за границы нашего восприятия.

Читайте также:  Какое свойство присуще серебру

Отдельные объекты в нашем восприятии часто объединяются в фигуры. Например, если они похожи друг на друга и расположены рядом. Как рыбы в косяке. Или вот еще примеры:

Мы видим не просто много лыжников, а вертикальные линии, состоящие из находящихся на лыжне лыжников

На этой картинке на самом деле просто много кругов разного размера и разных оттенков серого, но они объединяются в узнаваемый образ.

Иногда с фигурой и фоном происходит интересное – они могут меняться местами. Вот классические примеры. Что вы видите на этих рисунках?

Лица? Фигуры?

Флора или фауна?

То один, то другой образ по очереди выходит на передний план и становится фигурой. Любопытное ощущение, правда?

Сознание стремится отразить окружающий мир в виде фигур на фоне. Более того, оно старательно «дорисовывает» целостный образ, если вдруг ему не хватает деталей в реальности. Например, нам даже не нужно напрягаться, чтобы понять, что изображено здесь:

Мозг быстренько все дорисовал

На этом, кстати, построены многие проективные психодиагностические методики: человеку предлагают дорисовать рисунок, используя отдельные разрозненные элементы, и он неосознанно строит тот или иной образ, «фигуру», на основе того опыта и тех переживаний, которые для него сейчас наиболее важны.

Если говорить не только о зрительном восприятии, то можно привести такой пример: любая неопределенная ситуация – это, по сути, незаконченная фигура, в которой не хватает важной информации. В неопределенных ситуациях мы часто испытываем дискомфорт – от легкой тревоги до очень тягостных эмоциональных переживаний. Это сигнал сознания о том, что ему никак не построить целостный образ – гештальт. Что происходит в этот момент? Правильно, мы начинаем думать, а иногда и додумывать, строить предположения, прокручивать в голове разные варианты, т.е. добавлять необходимую информацию, пусть даже «не проверенную».

Зато когда ситуация становится определенной, нас «отпускает», появляется чувство облегчения. Как говорится, гештальт закрыт. На этом строится не только психодиагностика, но и целое направление в психотерапии, надо сказать, весьма эффективное.

Но мы не будем больше углубляться в эту область научной психологии, а используем знания о законе фигуры и фона, чтобы усовершенствовать подачу информации в презентациях. Этому будет посвящена вторая часть.

Понравилась ли вам первая часть? Ставьте лайки, делитесь с друзьями 🙂

Еще в рубрике «минутки занимательной психологии» вы можете прочитать:

Про эффект Зейгарник

Про феномен Баадера-Майнхоф

Источник

Восприятие обладает следующими свойствами: предметность, целостность, константность и категориальность. Рассмотрим их подробнее.

Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов. Пока мы не зафиксировали взгляд на каком-то объекте, все окружающее пространство воспринимается нами как относительно недифференцированное, нерасчлененное целое. Стоит нам сосредоточить взгляд на объекте, как все воспринимаемое пространство мгновенно расчленяется на образ самого объекта и образ пространства. При этом наблюдается специфический феномен, получивший название феномена “фигуры и фона”.

Все воспринимается как предмет на фоне. Фон всегда неопределенный и неограниченный, он для нас мало интересен, поэтому мы его не замечаем. Предмет имеет контур, притягивает наше внимание, лучше запоминается. Разделение сигналов на фигуру и фон хорошо демонстрирует ситуация на многолюдном шумном собрании. Выделяя из массы происходящих вокруг нас разговоров лишь один, мы делаем его главным сигналом (фигурой), а все остальные звуки лишь фоном.

Разделение нашего восприятия на фигуру и фон особенно ясно проявляется в музыке. Композиторы нередко дают две различные темы одновременно, зная, что слушатель выделит одну из них как главную. Слушая оркестр, мы выделяем одну тему и следим за ней.

В зависимости от задач, стоящих перед нами, предмет и фон могут меняться местами. Эту особенность нашего восприятия прекрасно иллюстрируют примеры обратимых фигур (рис. 1), когда предмет и фон меняются местами. Например, всем известно изображение вазы и двух профилей. Автором этой картины является датский психолог начала XX в. Эдгар Рубин. В своих исследованиях Рубин в основном изучал феномен выделения фигуры из фона. В изображении “ваза – профили” фоном и фигурой может служить попеременно то одна, то другая часть. Интересно отметить, что в данном случае решение о классе фигуры зависит от способа разбиения всей сцены на части, но, главное, от того, какую часть мы примем для себя за фигуру, какую – за фон.

Выбор фигуры определяет мотивация личности, установка на восприятие. Для иллюстрации можно привести известные эксперименты Шафера и Мэрфи.

Группе людей тахистоскопически предъявлялась известная фигура Рубина, образованная двумя “полумесяцами”, каждый из которых

Примеры обратимых фигур

Рис. 1. Примеры обратимых фигур

мог видеться как профиль, образующий фигуру на фоне. Опыт строился по типу игры: испытуемый получал вознаграждение, если видел одно из лиц, и штрафовался, если видел другое лицо (при этом в тахистоскопе многократно предъявлялось каждое лицо в отдельности). Когда впоследствии внезапно предъявляли двусмысленную фигуру, испытуемый воспринимал в качестве фигуры то лицо, которое обычно вознаграждалось. Иначе говоря, “ожидания” субъекта определяли выбор элементов фигуры-фона. Аналогичные результаты получали Сэнфорд, Левин, Чейн и Мэрфи в условиях пищевой депривации. При тахистоскопическом предъявлении неопределенных изображений испытуемые часто видели пищевые объекты там, где их не было, при этом пищевые рисунки быстрее и правильнее узнавались с увеличением времени голодания. Источником “ожиданий” испытуемых в данном случае было состояние острой органической потребности, которое определенным образом на правляло восприятие.

Читайте также:  Свойства живых организмов и на каком уровне они проявляются

Однако окончательно вопрос о выборе фигуры и фона, который кажется простым, пока не решен. Ясно одно, что выбор фигуры не однозначен. В случае с обратимыми фигурами оба варианта выбора одинаково приемлемы, что и делает, например, изображение “ваза – профили” парадоксальным.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраи

Целостность восприятия

Рис. 2. Целостность восприятия

вается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

Тенденция сознания к целостности объекта настолько велика, что мы даже “видим” грани прямоугольника. Неполнота целостного образа заполняется хранящимися в памяти шаблонами.

Константность – относительное постоянство величины, формы и цвета предметов при изменяющихся условиях их восприятия. Например, если предмет удалить на некоторое расстояние, то его изображение на сетчатке уменьшится, а образ сохранит прежнюю величину, и сидящие в аудитории на последних рядах не будут казаться меньше тех студентов, которые сидят на первых.

Константность восприятия

Рис. 3. Константность восприятия

Из двух одинаковых по величине объектов более удаленный дает меньшее изображение на сетчатке глаза. Однако это не влияет на адекватную оценку их действительной величины. При этом мозг учитывает информацию об аккомодации хрусталика (чем ближе объект, тем более искривлена поверхность хрусталика), о конвергенции зрительных осей (схождение зрительных осей двух глаз) и о напряженности глазных мышц.

Форма отображения предмета на сетчатке будет меняться при каждом изменении угла зрения, но восприниматься она будет как постоянная: тарелка соседа такая же круглая, как и ваша. Цвет предмета сохраняет свой тон при различном внешнем освещении: снег кажется нам белым и в солнечный день, и в безлунную ночь.

Роль константности восприятия очень велика, иначе при каждом нашем движении или изменении ощущений менялись бы и свойства предметов. Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и правильно ориентируемся среди них. Если бы не существовало константности восприятия, нам пришлось бы каждое мгновение пересматривать свое поведение по отношению к окружающим объектам. Константность восприятия помогает нам отвлекаться от несущественных, преходящих изменений и воспринимать объекты как нечто относительно неизменное.

Категориальность – это обобщенность восприятия. Любой воспринимаемый предмет, даже незнакомый, странный для восприятия, мы относим к определенному классу предметов. Таким образом, мы все время решаем вопрос: “Что это такое?” Благодаря этому свойству мы, например, редко путаем собаку с кошкой, независимо от того, какими размерами или формой обладает собака, и соответственно строим свое поведение.

Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как определенный предмет, нечто осмысленное (собака, облако, озеро), и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые.

Обобщенность восприятия особенно важна при восприятии человека человеком. Всякий раз при столкновении с новыми людьми мы строим свои отношения с ними в соответствии с тем, к каким категориям мы их относим на основе их внешности, движений, речи и других качеств, доступных для непосредственного чувственного восприятия. Встречая незнакомого человека, мы пытаемся отнести его к определенному классу людей, составить о нем свое мнение. Времени для подобной работы у нас не хватает, мы стремимся экономить наше время и энергию, поэтому используем при восприятии людей стереотипы.

Стереотип – относительно устойчивый и упрощенный образ человека, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта человека и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.

Выделяют стереотипы: профессиональные, антропологические, этнонациональные, социально-статусные, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие.

Стереотипизация может привести к двум различным последствиям. С одной стороны, это приводит к упрощению процесса познания другого человека, что помогает сокращать время процесса познания.

В другом случае стереотипизация может приводить к возникновению предубеждения.

Представьте себе ситуацию. Скоро выборы президента. Есть описание трех кандидатов.

Первый кандидат дважды отчислялся из колледжа, в студенческое время употреблял опиум, сейчас каждый вечер выпивает литр виски и спит до полудня.

Второй кандидат является героем войны, иногда по праздникам выпивает пиво, не курит, вегетарианец, любит свою жену, внебрачных связей не имеет.

Третий кандидат связан с нечестными политиками и консультируется у астрологов. Имеет двух любовниц, заядлый курильщик, каждый день выпивает от 8 до 10 бокалов мартини.

Кого вы выбираете? Не удивительно, если второго кандидата. Срабатывает стереотип восприятия. Второй кандидат вписывается в стандартные положительные характеристики.

А ведь здесь дано описание трех исторических персонажей: первый – Уинстон Черчилль, второй – Адольф Гитлер, третий – Франклин Рузвельт.

Свойства восприятия с рождения человеку не присущи, они постепенно складываются в жизненном опыте.

Источник