Для какого типа материализма характерно истолкование сознания как свойства
а) диалектического; б) метафизического;
в) наивного; г) вульгарного
76. Утверждение Фохта о том, что «мозг
выделяет мысль, как печень желчь»,
отражает теорию
1) вульгарных материалистов 2)
объективных идеалистов
3) субъективных идеалистов 4) умеренных
материалистов
4 Дидактическая единица
19. Человек и природа
20. Человек и общество
21. Человек и культура
22. Смысл жизни человека
23. Общество и его сферы
24. Наука и техника
25. Общество и история
26. Глобальные проблемы
1. Биологические потребности и инстинкты
лежат в основе жизнедеятельности
человека, с точки зрения: 1)позитивистов
2)герменевтиков 3)неотомистов 4)фрейдистов
2. К глобальным экологическим проблемам
относится: 1)международная преступность
2)современный энергетический кризис
3)угроза распространения ВИЧ-инфекции
4)преодоление контраста в развитии
разных стран
3. Масса в постиндустриальном обществе:
1)воспринимает окружающих через
противопоставление своих и чужих
2)предполагает обязательный личный
контакт индивидов 3)характеризуется
личной идентификацией с позицией лидера
4)формируется с помощью коммуникативных
технологий
4. Cистематическое
философское изучение феномена техники
началось в: 1)Античности 2)конце 19 –
начале 20 века 3)эпоху Возрождения 4)эпоху
Просвещения
5. К числу людей, предвосхитивших на
рубеже 20 века тенденции развития природы
и общества, следует отности: 1)Вернадского
2)Вебера 3)Бердяева 4)Шпенглера
6. Технические науки нацелены на:
1)открытие новых законов природы
2)конструирование и изобретение
нового 3)исследование общесоциологических
законов 4)анализ нравственных аспектов
взаимоотношений человека и техники
7. Спецификой глобального характера
современного общества не является
(ются): 1)массовый характер современного
производства 2)постоянная смена
философских концепций 3)высокие темпы
развития техники 3)ускоренное развитие
СМИ
8. Нормы, в которых зафиксировано
формальное равенство людей, есть:
1)мораль 2)право 3)религия 4)политика
9. Связь между свойствами Вселенной и
существованием в ней человека фиксируется
в _____ принципе 1)гоминидном 2)дуальном
3)эволюционном 4)антропном
10. Жить – значит наслаждаться, считают
сторонники: 1)утилитаризма 2)прагматизма
3)аскетизма 4)гедонизма
11. Для того, чтобы предотвратить
глобальный экологический кризис,
необходимо прежде всего: 1)разработать
международный экологический кодекс
2)изменить потребительское отношение
человечества к природе 3)активизировать
исследование космоса 4)снизить темпы
научно-технического прогресса
12. Понимание всякого действия человека
как предопределённого заранее есть:
1)прагматизм 2)нигилизм 3)волюнтаризм
4)фатализм
13. Вопрос о смысле жизни в значительной
мере порождён размышлением о том, стоит
ли жить, если каждый человек: 1)бездуховен
2)слаб 3)одинок 4)смертен
14. Человек есть совокупность общественных
отношений, по мнению: 1)Камю 2)Джемса
3)Фрейда 4)Маркса
15. Концепция социализации личности:
1)предполагает объединение индивидов
понятием соборности 2)предполагает
стремление индивидов к коммуникации с
другими индивидами 3)предполагает
трактовку личности как человеческого
индивида 4)подчёркивает субъективность
индивидуального человека, общественное
значение его внутренних ресурсов
16. В постиндустриальном обществе на
первый план выходит:1)сфера услуг,
образования и науки 2)сельское хозяйство
3)производство товаров массового спроса
4)машиностроение и металлургия
17. Проблема смысла и значения жизни и
смерти была одной из центральных в
философии: 1)Декарта 2)Маркса 3)Аристотеля
4)Шопенгауэра
18. Традиционное общество – это общество:
1)массовое 2)индустриальное 3)информационное
4)доиндустриальное
19. Договорную теорию происхождения
государства из разума и опыта людей, а
не из теологии разрабатывали такие
мыслители Нового времени, как: 1)Сократ,
Платон, Аристотель 2)Маркс, Энгельс,
Ленин 3)Дидро, Гельвеций, Гольбах 4)Гоббс,
Локк, Руссо
20. «Свобода – это осознанная необходимость»
– считал: 1)Сократ 2)Спиноза 3)Августин
4)Кузанский
21. В структуру современных производительных
сил общества не входит (ят):
1)производственно-экономическая структура
2)отношения распределения продуктов
производства 3)технология производственных
процессов 4)научное знание
22. «Смысл жизни личности состоит не в
спасении души и служении Богу, а в
служении обществу», – доказывали:
1)Тертуллиан, Августин, Аквинат 2)Лиотар,
Деррида, Рикер 3)Платон, Гегель,
марксисты
23. Христианское понимание смысла жизни
заключается в
1) преобразовании мира 2) спасении
3) накоплении знаний 4) материальном
обогащении
24. Коренные изменения в характере и
масштабе воздействия человека на природу
называются ______________революцией
1) культурной 2) технической 3) научной
4) политической
25. В экономической сфере процессы
глобализации выражаются в
1) формировании социально-ориентированной
экономики 2) росте экономической
самостоятельности государств 3)
взаимовыгодном экономическом
сотрудничестве между государствами 4)
выходе экономики за национальные рамки
26. Техническая революция, связанная с
использованием силы пара и электричества,
называется1) научной 2) промышленной
3) биотехнологической 4) неолитической
27. Учитывая остроту глобального
экологического кризиса, человечество
способно выжить лишь в условиях освоения
принципа совместного и согласованного
существования общества и природы, то
есть принципа
1) дополнительности 2) коэволюции
3) эволюции 4) детерминизма
28. К разряду глобальных проблем относится
1) предотвращение локальных конфликтов
2) исчерпание природных ресурсов
3) вхождение России во Всемирную торговую
организацию 4) борьба с алкоголизмом
29. Растущая взаимозависимость различных
стран, регионов, экономическая и
культурная интеграция человечества
выражается в понятии
1) технологизация 2) информатизация 3)
глобализация 4) идеологизация
30. Истолкование сознания как свойства
высокоорганизованной материи, высшей
формы отражения мира, продукта эволюции
природы, человека и общества характерно
для ___________материализма
1) диалектического 2) метафизического
3) наивного 4) вульгарного
31. Способность субъекта оценивать свой
внутренний мир и поведение есть
1) интуиция 2) психика 3) самосознание
4) воля
32. Согласно марксизму, человек отличается
от животного, прежде всего
1) способностью к труду 2) альтруизмом
3) способностью к коммуникации 4)
инстинктом самосохранения
33. Важнейшей производительной силой
является
1) коллектив 2) человек 3) идеология
4) право
34. К глобальным экологическим проблемам
относится
1) угроза распространения ВИЧ-инфекции
2) современный энергетический кризис
3) международная преступность 4)
преодоление контраста в развитии разных
стран
35. Растущая взаимозависимость различных
стран, регионов, экономическая и
культурная интеграция человечества
выражается в понятии…
а) технологизация; б) информатизация;
в) глобализация; г) идеологизация
36. Концепция социализации личности…
а) предполагает объединение индивидов
понятием «соборности»;
б) подчёркивает субъективность
индивидуального человека, общественное
значение его «внутренних ресурсов;
в) предполагает трактовку личности как
человеческого индивида;
г) предполагает стремление индивида
к коммуникации с другим индивидом
37. Все то, что возникло естественным
путём, называется …
а) природой; б) обществом; в) ноосферой;
г) биосферой
38. К биологизаторским концепциям
сущности человека относится…
а) марксизм; б) экзистенциализм; в)
социал-дарвинизм; г) феноменология
39. Сценарий «столкновения цивилизаций»
в XXI веке был
выдвинут…
а) С. Хатингтоном; б) О.Шпенглером;
в) П.Сорокиным; г) Н.Данилевским
40. К характерным признакам цивилизационного
подхода относятся следующие представления
а) цивилизации отличаются друг от
друга духовными представлениями;
б) отдельные цивилизации никак не связаны
друг с другом
в) история общества – смена
общественно-экономических формаций
г) отрицание общего пути развития
отдельных народов
41.К глобальным экономическим проблемам
относятся
а) загрязнение Мирового океана;
б) голод и эпидемии в странах третьего
мира;
в) снижение рождаемости в развитых
странах
г) увеличение содержания углекислого
газа в атмосфере
42. Наука становится определяющим фактором
развития всех сфер общественной жизни
в (во)
1) время первой научной революции в XVII
веке
2) аграрном обществе
3) период великих географических открытий
4) постиндустриальном обществе
43. Процесс формирования человека от
исходного предкового вида к человеку
разумному носит название
1) социализации 2) антропогенеза 3)
цефализации 4) хомогенеза
44.В политической сфере процессы
глобализации выражаются в 1)появлении
новых демократических государств
2)создании международных организаций
и союзов 3)росте числа национально-этнических
конфликтов 4)исчезновении противоречий
между государствами
45. Духовно-телесная целостность,
характеризующая отдельного человека
как субъект деятельности, есть 1) особь
2) личность 3) герой 4) индивид
46. Первой малой социальной группой, из
которой формировались крупные общности,
является
1) семья 2) класс3) народность 4) сословие
47. Вторая половина ХХ века – это время
развёртывания ___________революции
1) биотехнологической 2) промышленной
3) научно-технической 4) неолитической
48. Проблема голода и нищеты в отсталых
странах
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Ответы:
Скачать: problema-soznaniya-v-filosofii.rar [14,15 Kb] (cкачиваний: 7477)
Просмотр(открыть спойлер)
Просмотр:
Проблема сознания в философии
1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
а) объективный идеализм;
б) субъективный идеализм;
*в) диалектический материализм;
г) экзистенциализм;
д) томизм.
2. Сознание рассматривается как сложный программный продукт в:
а) механике;
*б) кибернетике;
в) платонизме;
г) фрейдизме;
д) экзистенциализме.
3. «Бессознательное» в современной философии это:
*а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
б) рефлекторные процессы в организме человека;
в) опыт, не поддающийся логическому анализу;
г) нечто, присущее только отдельному человеку;
д) общественное, социальное в личности.
4. Бессознательное, по З. Фрейду, есть:
а) божественное озарение;
б) стихийные импульсы, исходящие из сферы познания;
*в) «первичные влечения» с целью получения наибольшего удовольствия;
г) стихийные процессы, происходящие в коллективах («коллективное бессознательное»).
5. По Фрейду, «Я» и «Оно» находятся в отношениях:
а) тождества;
*б) постоянного конфликта;
в) «Я» и «Оно» дополняют друг друга;
г) между «Я» и «Оно» нет никакой связи;
д) «Я» постоянно контролирует «Оно».
6. Бессознательное в философии— это:
*а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются;
б) понятие, тождественное психическому;
в) высший уровень психики человека;
г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества;
д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов.
7. Философское понятие рефлексии относится к феномену:
а) эмпирического познания;
б) логического познания;
в) интуитивного познания;
*г) самосознания;
д) подсознания.
8. Сознание возникает, функционирует и развивается в процессе:
а) взросления человека;
*б) взаимодействия человека с реальностью;
в) получения образования;
г) научного познания.
9. Выберите правильный ответ:
а) сознание возникает еще в утробе матери;
*б) сознание (в форме самосознания) возникает в 2-4 летнем возрасте;
в) сознание предсуществует человеку;
г) сознание возникает сразу после рождения ребенка.
10. Важнейшим условием появления сознания у человека является:
а) выработка трудовых навыков;
*б) общение с другими людьми;
в) обретение политической позиции;
г) взросление индивида.
11. В ранней античной философии категория «сознание» определялась через понятие:
а) апейрон;
б) атом;
в) логос;
*г) душа;
д) разум.
12. Впервые акт самосознания в качестве условия достоверности познания мира рассмотрел:
а) Маркс;
б) Демокрит;
*в) Декарт;
г) Бэкон;
д) Гоббс.
13. В какую эпоху сознание начинают рассматривать как функцию человеческого мозга по отражению действительности?
а) Античность;
б) Средневековье;
в) Возрождение;
*г) Просвещение.
14. Гегель полагал, что сознание:
а) порождается материей;
б) способ самопознания материи;
*в) автономно от материи;
г) зависит от материи.
15. Первым объединил сознание и психику:
а) Бэкон;
б) Шеллинг;
*в) Фрейд;
г) Гегель;
д) Кант.
16. Свойство отражения:
а) присуще только неживой материи;
б) присуще только живой материи;
в) присуще только человеку;
*г) это – глобальное свойство материи.
17. С точки зрения вульгарного материализма:
а) сознание есть свойство всякой материи;
б) сознание есть свойство живой материи;
*в) сознание есть субстрат, выделяемый мозгом;
г) сознание есть свойство человека.
18. Сознание человека отличается от психики позвоночных животных:
*а) наличием абстрактного мышления и речи;
б) наличием способности работать с реальными предметами;
в) наличием опережающего отражения;
г) наличием раздражимости.
19. Выделите три наиболее характерные функции языка:
*а) конструктивная (инструмент выражения мысли);
*б) отражательная (инструмент познания);
в) политическая;
г) литературная;
*д) коммуникативная.
20. Что появилось у человека раньше — мышление или язык?
а) мышление;
б) язык;
*в) одновременно;
г) они совершенно не связаны между собой, поэтому вопрос некорректен.
21. Человеческое сознание отличается от психики животных:
а) способнотью более четко отражать окружающий мир;
б) способностью воздействовать на окружающий мир;
*в) способностью к рефлексии, т.е. самопознанию;
г) способностью адекватно реагировать на воздействие окружающей среды.
22. С точки зрения структурализма человеческое сознание является продуктом:
*а) речевой деятельности;
б) социальной действительности;
в) божественного творчества;
г) творчества абсолютного духа.
23. Установи последовательность эволюции отражения в живой природе:
4а) безусловные рефлексы у животных;
3б) условные рефлексы у животных;
2в) раздражимость у амебы;
5г) сознание человека;
1д) раскрывание и закрывание цветков у растений.
24. Установите последовательность возникновения трактовок сознания:
4а) сознание – функция мозга по отражению действительности;
3б) сознание – свойство человеческого организма;
2в) сознание – божественный дар;
1г) сознание – душа.
Источник
Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.
В настоящее философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:
- -сознание существует;
- -оно имеет особую, идеальную природу 9сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.
Материализм (так называемая “линия Демокрита”) – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:
- – материя реально существует;
- – материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
- – материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
- – материя существует и различается по своим внутренним законам;
- – сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
- – сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
- – сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократический Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.
Идеализм (“линия Платона”) – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях:
- – объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
- – субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:
- – реально существует только идея;
- – идея первична;
- – вся окружающая действительность делится на “мир идей” и “мир вещей”;
- – “мир идей” (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);
- – “мир вещей” – материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением “мира идей”;
- – каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);
- – большую роль в преобразовании “чистой идеи” в конкретную вещь играет Бог-Творец;
- – отдельные идеи (“мир идей”) объективно существуют независимо от нашего сознания.
В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:
- – все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
- – идеи существуют в разуме человека;
- – образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;
- – вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.
Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия “чистых идей” и превращения “чистой идеи” в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главным направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.
Источник