Цирк в каких продуктах

Традиции народного зрелищного искусства уходят корнями в глубокую старину как в России, так и на Западе. Уже в древности находились люди, чьим призванием было развлекать окружающих. В III тысячелетии до н.э. на о. Крит существовали особые сооружения (они считаются первыми в истории цивилизации), предназначенные для проведения народных празднеств и зрелищных представлений. В IV в. до н.э. в Афинах был сооружен первый монументальный каменный театр.

Любопытно, что французское название бродячих акробатов – saltimbanques или banquistes (лицедеи) происходит от banc – скамья и имеет тот же корень, что и слово banquier – банкир. Речь идет о той скамье, на которой заключались торговые сделки на ярмарках и базарах. О той скамье, на которой бродячие актеры показывали свои трюки – большой доске, положенной на две подпорки. Интересно, что мир этих актеров назывался La Bank (банк).

Появление русских бродячих артистов – скоморохов связано с языческими обрядами. Скоморохи – профессиональные представители зрелищной культуры, бродили по селам и городам “ватагами”, водили медведей, разыгрывали веселые сценки. Эти “смехотворцы” и “гудошники” были носителями народного веселья и “глума” – сатиры. На знаменитых фресках Софийского собора в Киеве, датируемых 1037 годом, есть изображения кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом, соревнований лошадей. В нашем современном понимании эти люди объединяли профессии актера, певца, музыканта, танцора, акробата, жонглера, фокусника, дрессировщика. Выступали они в традиционных местах скопления людей – на площадях, торжищах, ярмарках, а также домашних торжествах. В XV – начале XVI вв. наблюдался расцвет скоморошьего дела.

Балаган – народное театральное зрелище комического характера, чаще всего на ярмарках и гуляньях. Само явление гораздо старше своего названия. В старину балаганами (от персидского слова “балахане” – верхняя комната, балкон) назывались легкие временные постройки, служившие обычно для торговли на базарах и ярмарках. В XIX в. балаганом стали называть временное строение, предназначенное для театральных или цирковых представлений, для выступлений бродячих ярмарочных актеров. Отсюда и сами зрелища получили название “балаган”.

Жанры и стиль балаганных зрелищ бли разнообразны. В них использовались смешные сценки, выступали жонглеры, фокусники, гимнасты, акробаты, танцоры, силачи. Среди балаганных артистов встречались настоящие таланты. На гуляньях начали свой творческий путь братья Дуровы, братья Никитины и многие другие. Еще в 30-х гг. нынешнего столетия на рынках многих российских городов можно было увидеть дощатый балаган и услышать знаменитого русского Петрушку. Именно скоморохи и балаган дали начало искусству эстрады, цирка, кукольному театру.

Традиции массовых театрализованных зрелищ также берут начало в глубокой древности. Уже давно было замечено, что в периоды мощных социально-исторических потрясений в жизни общества разнообразные зрелищные формы начинают играть все более заметную роль. Они способны даже придать определенную ориентацию действиям огромных масс. Толпа, по замечанию Гете, любит яркое, сильное, выразительное, разнообразное.

В наши дни грандиозные по масштабам, иногда слишком помпезные театрализованные празднества стали неотъемлемой частью сегодняшней жизни. Cтали уже традиционными представления на Бородинском поле в день годовщины Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 г. К 850-летнему юбилею Москвы на Красной площади состоялось оригинальное шоу “Наша древняя столица”, поставленное режиссером А. Михалковым-Кончаловским.

Развитию зрелищных форм содействует и научно-технический прогресс, открывший широкие возможности применению технических средств. Все помнят знаменитое лазерное шоу, которое организовал в дни празднования 850-летия Москвы французский режиссер Ж.М. Жарр.

Очень популярна эстрада – вид зрелищного искусства, в котором короткие концертные номера составляют целостную программу, рассчитанную на массовое восприятие. Корни эстрады также уходят в далекое прошлое. Однако в современных формах это искусство складывалось в Западной Европе на протяжении XIX в. В России искусство эстрады имело собственных предшественников, во многом определивших ее своеобразие. Во-первых, это были балаганы, о которых говорилось выше. Во-вторых, дивертисменты – небольшие концертные программы из нескольких разнообразных номеров, которые давались в театрах перед началом и после окончания основной пьесы. А когда артисты вышли из маленьких залов на площади, к народу, и распространилось понятие “эстрада” (от латинского strata – подмостки).

Первым профессиональным артистом русской эстрады обычно признается И.Ф. Горбунов (1831-1898), выступавший в дивертисментах Александринского театра.

Синтетическая и многожанровая по своей природе, эстрада всегда была связана с театром, кино, литературой, музыкой. Этот вид искусства мобилен, его любят миллионы людей. В наши дни эстрада вышл на стадионы и площади, где становится массовым зрелищем, рассчитанным на десятки тысяч зртелей. Огромные аудитории собирают сольные концерты известных певцов.

Индустриальное производство развлечений на Западе достигло колоссальных размеров и результатов, демонстрируя свои гигантские возможности воздействия на массы.

Цирк – один из самых древних, массовых и популярных видов искусства. Истоки современного цирка восходят ко времени более чем тысячелетней давности.

Слово “цирк” происходит от латинского слова circus, что означает “круг”. Но цирки Римской империи по устройству и назначению мало походили на сегодняшние. Для них строили огромные амфитеатры с вытянутой овальной ареной. Здесь на потеху жестокой толпе бились насмерть гладиаторы. Здесь казнили приговоренных к смерти преступников.

Читайте также:  Какие продукты необходимы от гемоглобина

Цирковое искусство ведет свое начало от представлений на ярмарочных площадях средневековых городов и школ верховой езды. Цирк ориентировался на демократическую аудиторию, использовал опыт народных гуляний. Там, где собирался народ, появлялись артисты, умевшие делать удивительные трюки. На Нижегородскую ярмарку в России, где шла бойкая торговля, стекались актеры со всего света. Их называли в Западной Европе гистрионами и жонглерами, на Руси – скоморохами, в Средней Азии – дорбозами. От выступлений в кругу зрителей современный цирк унаследовал круговую арену.

Один из первых современных цирков возник, можно сказать, в рекламных целях. В 1683 г. житель лондонскго предместья по имени Сэдлер обнаружил в своем садике лекарственную траву. Для привлечения пациентов он открыл в Лондоне театр и давал в нем бесплатные представления, подобные тем, что в старину разыгрывали бродячие артисты. Его преемник, Уильям Стоукс, включил в программу конные номера.

В европейских школах верховой езды наездники демонстрировали свое умение управлять лошадью и проделывать различные акробатические упражнения. Нередко они возводили временные манежи и выступали на ярмарках и гуляниях. Именно наездники и стали первыми цирковыми артистами.

Считаются, что первый в мире постоянный цирк родился в середине XVIII в. в Англии, когда англичанин Филипп Астлей, в прошлом солдат-кавалерист, построил в 1780 г.

в Лондоне специальное здание для школы верховой езды, названное амфитеатром. Он же основал и первую цирковую династию. Помимо конно-акробатических номеров в программе впервые появились дрессировщики собак, канатные плясуны, акробаты, клоуны, прыгуны и жонглеры, ставились целые спектакли.

Во Франции одним из первых стал цирк в Лионе, основанный выходцем из Италии Антонио Франкони. Вскоре он открыл цирк и в Париже. В 1807 г. его сыновья построили в Париже новое здание, на фронтоне которого появилось слово “цирк”. Впоследствии это слово вытеснило прежние наименования.

Однако общеевропейским достоянием его сделали австрийские и немецкие цирковые артисты, чьи имена, впрочем, не всегда звучали на немецкий лад. Ведь и сами основатели немецкого цирка – Петер Майе и Хуан Порте были родом из Испании. Цирк, как искусство зрелищное и не ведающее языковых барьеров, рано стал интернациональным.

Жителей Нового Света с цирковым искусством познакомили англичане. В 1793 г. Джон Билл Рикетс, наездник лондонского Королевского цирка, открыл в Филадельфии первый американский цирк. Одним из наиболее восторженных поклонников его был президент США Джордж Вашингтон, учившийся у Рикетса основам верховой езды.

Успех нового искусства способствовал возникновению передвижных разборных цирков – шапито. В финансовом отношении директор передвижного цирка рисковал, но если дела шли хорошо, мог очень быстро разбогатеть.

Интересна история и русского цирка. Его истоки берут свое начало в Киевской Руси. Еще скоморохи на народных гуляниях и ярмарках исполняли комические сцены, показывали дрессированных медведей и собак, использовали приемы акробатики и жонглирования. В 1619 г. ко двору царя Михаила Федоровича явился рязанец Григорий Иванов с прирученным львом. В XVIII в. в Москве и Петербурге появились иностранные гастролеры, иные из которых добирались даже до Сибири.

В XIX в. в Петербурге и Москве стали сооружаться первые каменные стационарные помещения, по масштабам не уступавшие лучшим европейским антрепризам. В 1827 г. в Петербурге начал функционировать цирк, построенный Жаком Турниером. В 1877 г. в Петербурге открыл цирк Гаэтано Чинизелли.

В Москве в 1847 г. на Лубянской площади построил деревянный цирк Сулье. С 1853 г. функционировал цирк, принадлежавший гвардии полковнику в отставке В.Н. Новосильцеву. Но просуществовали они недолго. В 1866 г. деревянный цирк на Воздвиженке построил Карл Гинне. Среди выступавших у него артистов особый успех имел наездник и дрессировщик Альберт Саламонский. В 1880 г. газета “Русский курьер” известила, что, возвратившись с гастролей, Саламонский приступил к строительству каменного циркового здания на Цветном бульваре. Место было выбрано не случайно. В Москве балаганы работали именно здесь. Вскоре новый цирк принял первых посетителей.

Первый русский стационарный цирк создали братья Никитины, ведущие свою родословную из крепостных. Аким, Петр и Дмитрий Никитины начали свой путь артистов, давая представления на улице: ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по саратовским дворам. Позже братья выступали с кукольным театром, работали в балаганах. Скопив достаточную сумму денег и объединившись с физиком К.О. Краузе, показывавшим туманные картины, Никитины в 1873 г. купили собственный, как тогда говорили, шапитон и установили его в Пензе. В 1870-1880 гг. деревянные и каменные цирки братьев Никитиных выросли в Саратове, Иванове, Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Симбирске и других городах. С 1886 г. они сделали несколько попыток давать представления в Москве, но большие расходы и острая конкуренция мешали этому. Только в 1911 г. Никитины открыли на Большой Садовой улице капитальный каменный цирк. Так были заложены основы циркового дела в России.

Читайте также:  Какая марка продуктов лучше

У Никитиных выступали знаменитые мастера арены, создатели остросюжетной клоунады с использованием разных видов животных и птиц, Владимир и Анатолий Дуровы, основавшие известную цирковую династию. Начинали как гимнасты, иллюзионисты, сатирики, пробуя себя в разных жанрах. Анатолий был клоуном-сатириком, его политические злободневные репризы становились легендой. Владимир стал клоуном-дрессировщиком, создал научно обоснованный метод дрессировки, названный впоследствии дуровским. В.Л. Дуров основал в Москве лабораторию по изучению поведения животных, на основе которой позже был создан Уголок имени Дурова с Театром зверей, которым сейчас руководит внучка В.Л. Дурова – народная артистка России Н. Дурова.

У Никитиных работал замечательный клоун и акробат Виталий Лазаренко. Здесь же начинали многократный чемпион мира по борьбе, непревзойденный силач Иван Поддубный и его ученик, также чемпион мира Иван Заикин. Свое мастерство демонстрировали виртуозные жонглеры Ксения и Михаил Пащенко.

Первоначально цирковые коллективы почти всегда возглавляли артисты. Директор сам выступал на манеже и руководил выступлениями своих партнеров и учеников. Со временем все чаще во главе цирков оказываются антрепренеры – люди, далекие от искусства, заботящиеся лишь об организационной и финансовой стороне дела.

Государственные органы власти считали зрелищные предприятия и народные гулянья одной из статей дохода и стремились взять их под контроль. В циркуляре министра финансов предлагалось отность все зрелищные балаганы к елочным торговым заведениям и взимать с них соответствующие налоги и сборы. Городское управление взимало с антрепренеров значительную земельную пошлину.

В 1927 г. в Москве было открыто Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Впоследствии многие его выпускники составили славу отечественного циркового искусства.

Невероятно, но в 30-40-е гг. в услвиях жестокого политического террора, когда искусство несло потери, закрывались лучшие театры, цирк набирал силу и процветал. Объяснялось это тем, что значительная часть циркового репертуара была далека от политики. Власти поддерживали цирк, так как его яркие представления служили как бы наглядным подтверждением циничной в условиях массовых репрессий и голода фразы Сталина: “Жить стало лучше, жить стало веселее”.

В послевоенные годы цирк сохранил свою интернациональную сущность и пережил новый творческий подъем. Представления высокого профессионального уровня пользовались стабильным успехом за рубежом. Язык цирка без переводчиков понятен жителям всех странах и континентов.

Советские артисты принимали участие в большинстве международных конкурсов и получали награды. Многие имена принесли нашему цирку мировую славу. Зарубежные газеты писали об аттракционе Э.Т. Кио: “Кио – загадка ХХ века”. Всемирный клуб фокусников в Лондоне поставил его имя первым на Доске Почета. Международная ложа артистов театров-варьете и цирка в Копенгагене присудила ему золотую медаль. Интересные аттракционы с дрессированными зверями создали укротители. Чуть ли не 100 видов животных и птиц выводили на манеж представители знаменитой династии Дуровых. Замечательным мастером арены показала себя Ирина Бугримова, первая в СССР дрессировщица хищников. “Медвежий цирк” создал Валентин Филатов. Дело непревзойденного мастера клоунады М.Н. Румянцева, известного всем как Карандаш, продолжили Л. Енгибаров, Ю. Никулин и

М. Шуйдин, О. Попов и др. В цирке создавались целые спектакли со сквозным сюжетным действием. Появились новые коллективы.

Кинорежиссер А.И. Медведкин писал: “Цирк – искусство величайшей точности. В отличие от кинематографа здесь ничего не делают приблизительно”. За эффектным шоу кроется упорный, каждодневный труд. Оценку этой ювелирной точности и мастерству каждый год дает Международный фестиваль цирка в Монте-Карло. В нем участвуют лучшие артисты из всех стран мира. Лучшему из лучших вручается Гран При фестиваля – “Золотой клоун”. Завоевать его можно лишь один раз. Наши артисты неоднократно удостаивались этой награды.

В годы перестройки и последующих не слишком удачных экономических реформ российский цирк столкнулся с особенно сложными проблемами. После развала СССР многочисленные ошибки в культурной политике, остаточный принцип в подходе к культуре, повальная коммерциализация не могли не сказаться и на положении циркового искусства. Цирки по своей специфике требуют постоянного обновления программ, а это значит – смены номеров. Этот обмен стал невозможен. Некоторые коллективы были вынуждены свернуть деятельность. Большинство цирков осталось в России. Правопреемником циркового объединения Союзгосцирк стала компания “Российский цирк”. Оба московских и петербургский цирки из ее состава вышли, хотя и продолжают с ней сотрудничать.

Из-за постоянного увеличения тарифов на перевозки, роста цен на корма для животных организовывать гастрольные поездки стало очень трудно. Чтобы как-то существовать, цирки вынуждены повышать цены на билеты, что приводит к оттоку зрителей. Некоторые коллективы работают неполную неделю, при полупустых залах.

Читайте также:  Какие есть продукты в россии и их названия

Но вопреки всем трудностям российский цирк живет и совершенствуется, выдвигает молодых талантливых исполнителей. Совершенно объективно он остается сильнейшим в мире. Подтверждением этому являются новые победы российских артистов на престижных международных конкурсах.

В 1993 г. начала работу Академия циркового искусства, являющаяся филиалом Всемирной академии цирка с центром в Париже. Ее главная задача – научная разработка проблем истории и теории цирка. Совсем недавно впервые в истории российского цирка учреждена Национальная премия “Циркъ”, которая будет присуждаться ежегодно.

Доминирующая роль сегодня по-прежнему принадлежит московским и петербургскому циркам. Они сумели сохранить интересных режиссеров, располагают современными техническими средствами. Есть несколько самостоятельных коллективов высокого уровня – “Цирк кошек

Ю. Куклачева, цирк “Арена” Б. Федотова и другие.

Современное общество заинтересовано в развитии зрелищ. Реалии современного развития способствуют появлению новых форм зрелищных явлений как феномена общечеловеческой культуры. Зрелище – ее продукт. Оно живет и развивается вместе с обществом.

Подписывайтесь на мой канал, любители истории!

Источник

В цирке бывал практически каждый из нас. Хоть раз в жизни, но посещал представления с участием дрессированных животных. Красиво, зрелищно, масштабно! Правда, не многие задумываются о том, каково им, животным, выполнять все эти трюки, чего стоит такое обучение, какими методами достигается дрессировка?

Интуитивно цирковых животных чуют дети, именно они с детской непосредственностью могут спросить у взрослого: “а не больно ли было слонику или тигру”… А что думаем про цирк мы, взрослые?

Сейчас в сети интернет довольно часто можно встретить высказывания о том, что цирк необходимо закрыть, что боль и страдания животных не стоят развлечения людей, приходящих на представления…

Конечно же, в мире много цирков: и прославленных, и мало известных, и кочевых “шапито”. При этом каждый цирк заинтересован иметь в наличии таких животных, как тигры, слоны, львы, жирафы и прочие экзотические виды. Бытует мнение, что таких зверей специально отлавливают в их естественной среде обитания, делая рабами и заставляя развлекать публику.

В сети полно душераздирающих историй про то, как животных разлучают с семьёй, подавляя волю и заставляя страдать. Как во время дрессировки им причиняют увечья: ломают когти, зубы, наносятся удары в уязвимые места, плохо кормят, не оказывают должного ухода и заботы. Что животные нередко вынуждены выступать с травмами: переломами, растяжениями, ушибами. Более того, когда животное по состоянию здоровья или в силу возраста не может выступать, его попросту могут выкинуть (например как в ролике про льва, облетевшем все новостные порталы).

Но есть и другое мнение, и принадлежит оно профессионалам цирка, то есть тем, кто непосредственно занимается дрессировкой животных:

Согласно их утверждениям, животных в дикой природе ловят крайне редко. Это попросту невыгодно. Гораздо легче покупать их в зоопарках и питомниках. При этом цена будущего артиста цирка настолько высока, что издеваться, калечить, а тем более забивать до смерти его, конечно, никто не будет.

К тому же в цирке практикуется “практика воспитания поколений”, когда послушание животного передаётся инстинктивно, от поколения к поколению, ведь выдрессировать дикое животное невероятно сложно!

Что касается применения насилия, то профессиональные дрессировщики утверждают, что животным достаётся не из-за жестокости, а в силу того, что иначе они требования попросту не понимают. К тому же болевой порог у них гораздо выше человеческого.

В качестве оправдания своей деятельности дрессировщики приводят и тот факт, что в цирках и зоопарках животные живут в два – три раза дольше, чем в дикой среде. Их регулярно кормят, лечат и ухаживают, тогда как в дикой природе им приходится страдать от болезней, голода и холода.

Хотя, конечно, в “гуманность” цирка нам, простым обывателям, верится сложно. Ведь не нужно иметь яркое воображение, чтобы понять, какими способами достигается животное послушание.

Выдрессировать, допустим, слона, можно только с помощью боли и голода, так как только такие страхи заставляют животное забыть про своё достоинство и подчиниться человеческой воле.

Перечень цирковых пыток, действительно, включает в себя побои, голод, применение электрошокера, удаление клыков и когтей – главного оружия животных, которыми они могут воспользоваться для собственной защиты. А уж как поступают с ними, когда состояние здоровья не позволяет им выступать, и думать не хочется, ведь пенсии у животных явно не предусмотрено. Одних умерщвляют и снимают драгоценную шкуру, других отправляют на убой из-за мяса, третьих передают в центры по тренировке и натаскиванию собак…

Что ж, ходить или не ходить в цирк, решать каждому отдельно, главное, чтобы мы сами оставались людьми!

Всем добра!

Если Вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал, буду рад!

Источник