Что такое почвы какие опыты помогут узнать состав и свойства

Что такое почвы какие опыты помогут узнать состав и свойства thumbnail

Урока – опыта по окружающему миру в 3 классе

По теме: «Почва и ее состав».

Проводила Шевченко Оксана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 94, Пролетарского района, г. Ростова-на-Дону,

Цели: дать представление о том . что почва- продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; рассказать о составе почвы и ее плодородии.

Обороудование: интерактивная доска, на партах: лупа, стаканчики с водой, почва, спиртовка (у учителя на столе), стеклышко.

Ход урока:

1.Орг. момент.

-Здравствуйте,ребята. На прошлом уроке по окружающему миру мы с вами познакомились с тем как образуется почва. Какое участие в образовании почвы принимают растения и животные.

-А сегодня на уроке, мы познакомимся с составом почвы.

-Сегодня вы все принесли из дома землю, и у каждого на столе лупа и стаканчики с водой. Как вы думаете для чего я вам их приготовила?

( рассматривать землю.)

-Правильно, у нас не простой урок, а урок-опыт. Мы с вами будем проводить опыты с почвой и более подробно выясним из чего состоит, состоит почва.

2.Повторение изученного.

– Но прежде чем перейти к нашим опытам давайте вспомим, что такое почва?

(Верхний тонкий слой земли).

-Правильно- это верхний плодородный слой земли от десятков сантиметров до двух-трех метров, большей частью покрытый растительностью.

(слайд 1)

3. Формирование новых знаний.

-Скажите, а где мы с вами можем видеть почву.

(в лесу, саду. огороде)

Опыт 1.

-Возьмите почву и лупу. Давайте рассмотрим под лупой из чего состоит почва.(рассмативают землю).

-Что же вы увидели рассматривая почву.

(есть остатки корешков, листьев растений, части насекомых и других животных).

-Совершенно верно в почве есть листья, корешки, части растений. А как вы думаете, как они туда попали?

(животные умерли, листья осыпались и остались лежать на земле).

-Правильно все что погибает остается лежать на верхней части земли. А обитающие в почве микроорганизмы и бактерии, невидимые простым глазом, измельчают эти остатки, которые быстрее сгнивают и образуют плодородный слой почвы – перегной. А основное свойство почвы- это плодородие.

-А кто из вас может объяснить что означает слово плодородие?

Плодородие, если разобрать слово по составу, означает умение растить плоды, т.е. почва должна уметь вырастить растения как дикорастущие, так и сельскохозяйственные. А плодородие почвы зависит от количества в ней перегноя.

-А знаете ли вы ,ребята. сколько лет нужно для того чтобы образовался один сантиметр почвы?

-Так вот один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров образуется за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.

-Итак, первое что мы с вами узнали, это то, что в почве есть?

(насекомые, остатки растений, листья).

-Откройте свою рабочую тетрадку и запишите первое составное почвы.

Опыт 2.

-Вы все принесли почву с разных мест. Посмотрите и скажите у всех цвет почвы одинаковый?

(нет)

-А как вы думаете, что влияет на цвет почвы?

(то,чего в ней больше)

-Правильно. Возьмите стаканчик с водой и опустите туда свою почву, палочкой размешайте и дайте постоять. Сейчас еще раз посмотрите,что вы увидели в стаканчике кроме листьев и остатков животных?

( песок)

-Хорошо. Значит в почве есть песок, а еще что?

(глина)

-Молодцы.а если в почве много песка и глины, то как вы думаете какой цвет приобретет почва?

( светлый )

-Почему?

(песок светлее)

-Совершенно верно. Посмотрите на доску,вы видите что почва разного цвета в зависимости от того каких веществ в ней больше. И название почве дано по составу,например вы видете чернозем, песчаную почву, глиняную почву, и можете по названию определить чего в ней больше.

(слайд 2).

-Итак, значит в почве есть и песок и глина. Хорошо, запишите в тетрадь, что еще есть в почве. (записывают –песок,глина).

-А все ли ребята знают, что почву называют домом для животных. А ка вы, думаете почему?

(живут червяки, жуки, грызуны).

(слайд 3)

-Скажите,пожалуйста, кто знает насекомые и животные, живущие в земле, приносят пользу или вред?

(пользу)

-Правильно, а какую?

(делают дырки)

-Совершенно верно. Когда насекомое передвигается под землей, от него остается тунель, пустое место в земле, тем самым они рыхлят почву. А для чего нужно ее рыхлить мы сейчас узнаем из нашего следующего опыта.

Опыт 3 .

-Посмотрите на стаканчик с водой. Кроме глины, песка. Остатка растений, что еще происходит в стаканчике?

(идут пузырки)

-А как вы думаете, что это за пузырьки?

( воздух)

-Совершенно верно, в почве есть воздух, чтобы наши насекомые не задохнулись, и растения тоже получали кислород . значит насекомые рыхлят почву, чтобы в нее попало больше воздуха.

( слайд 4).

-Запишите в тетрадь , что еще мы увидели в почве ( записывают –воздух).

Опыт 4.

-Хорошо. А сейчас я возьму стеклышко и на него капну несколоко капель профильтрованной воды, в которой находилась почва. Кто знает как можно фильтровать воду.

Читайте также:  Какое свойство внимания поддается развитию

(через вату)

-Да, через вату, марлечку. Я спиртовкой нагрею водичку на стекле и что же мы с вами видим?

(не стало воды)

-Что с ней произошло?

(испарилась).

-Правильно, вода испарилась, а посмотрите что осталось.

(белая пыльца)

-Да, только это не пыльца а минеральные вещества. Или как их еще называют –минеральные соли, которые тоже есть в почве. Отметьте это у себя в тетради. (записывают –минеральные соли).

(слайд 5).

А кто помнит, что такое минеральные соли?

(полезные вещества для растений).

-Правильно, вещества необходимые для роста и развития растений.

Опыт 5.

-А сейчас я буду нагревать саму землю. А над почвой буду держать холодное стеклышко. Посмотрите, что происходит ?

(появляются капельки на стекле).

( слайд 6)

-Какой вывод можно сделать из этого опыта?

( в земле есть вода).

-Правильно, в земле есть вода. Запишите. Пожалуйста в тетрадь.

4.Закрепление изученного.

-Итак мы с вами провели опыты и узнали из чего состоит почва.

-Откройте свои учебники на странице 66 и давайте еще раз посмотрим из чего состоит наша почва.

-Так кто же мне скажет, каков состав почвы?

( вода, глина,песок, воздух, остатки растений и животных, минеральные соли)

-Молодцы. ну и скажите пожалуйста для чего все это нужно?

( чтобы росли растения)

-правильно, и вода и воздух и минеральные соли нужны дл того, чтобы растения получали полезные вещества для своего роста.

5.Итог урока.

-А сейчас я хочу посмотреть, что вы запомнили о почве и ее составе.

Кроссворд:

1.Верхний слой земли, на котором растут растения (почва)

2.одна из составных частей почвы.( песок)

3.Вещество, повышающее плодородие (перегной)

4. основное свойство почвы (плодородие)

П

о

ч

в

а

е

с

о

к

е

р

е

г

н

о

й

л

о

д

о

р

о

д

и

е

-Молодцы урок вы усвоили. На следующем уроке мы познакомимся с разрушением и защитой почв.

-Урок окончен, спасибо. До свидания.

Источник

Совместная  опытно – экспериментальная деятельность

для детей старшей группы.

Тема «Почва»

Цель:

  • Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы. 
  • Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.
  • Показать значение почвы для растений и живых организмов.
  • Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
  • Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.
  • Воспитывать в детях партнерские отношения при работе.
  • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
  • Приобщать детей к умению обследовать объект с помощью экспериментирования.
  • Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы.

Ход совместной деятельности

Воспитатель рассматривает  лэпбук «Почва»

Воспитатель: Ребята, в нашей папке появилась новая загадка, послушайте.

«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок». Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? Это земля, или почва.

Мы с вами  уже проводили опыты с почвой. Помните? А я вот ещё много чего знаю о ней, и  хочу предложить вам сейчас провести  несколько опытов с почвой. Вы согласны? А кто проводит опыты? (Учёные). Давайте представим, что мы с вами настоящие учёные.  

А хотите, мы продолжим опытно-экспериментальную работу и узнаем еще много интересного о свойствах и составе почвы Но для этого, нам нужно оборудовать то место, где будут проходить наши опыты. А как оно называется?  (Лаборатория)

Мы проведём 3 опыта с землёй. Для этого нам понадобятся 3 стола. Как вы предлагаете расставить их в нашей лаборатории?

Но перед тем, как начать работу, давайте вспомним какие правила вы должны выполнять для успешной работы?

1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь ни кому не мешая .
2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
3.Аккуратно обращаться с посудой.
4.Советоваться друг с другом
5. Поддерживать порядок на рабочем столе.
(Опыты показывают дети, воспитатель координирует работу детей)

Опыт № 1. 

Для первого опыта нам понадобиться белые листы бумаги, мерные ложки, лупы, и земля

Цель: определение цвета и состава почвы.

1. Положи мерную ложку почвы на белый лист бумаги.

2. Разровняй слой почвы на бумаге мерной ложечкой.

 3. Рассмотри, какого цвета почва, каков её состав (под лупой). 4. Сделай вывод.

Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какого он цвета? что вы еще увидели в почве?

Дети: Почва имеет тёмный цвет. В почве есть маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки насекомых.

Опыт № 2.

Для второго опыта нам понадобятся пластиковые стаканчики, ложки  и вода.

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

Читайте также:  Какое влияние оказывает кремний марганец сера фосфор на свойства чугуна

1. Возьми комочек почвы.

2. Брось её в стакан с водой

3. Наблюдай, что происходит. 

4. Сделай вывод.

Воспитатель: Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух.

Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух

Опыт № 3.

Нам понадобиться: лист белой бумаги, ложка.

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воды.

1. Возьми лист бумаги.

2. Насыпь на неё немного почвы. 

3. Придави её плотно к бумаге.

4. Стряхни почву.

5. Наблюдай, что произошло.

6. Сделай вывод.

Воспитатель: Что вы увидели на бумаге?

Дети: На бумаге осталось небольшое влажное пятно.

Воспитатель: Делаем вывод.

Дети: В почве есть вода.

Воспитатель: Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Дети: вода попадает в почву, когда идет дождь 

Воспитатель: Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит….. там можно жить. Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? Кто живет под землей? 

Дети: червяки, муравьи, крот, полевая мышь, землеройка, слепыш. И живётся им там очень комфортно. Потому что там их дом, а они подземные жители.

Воспитатель: Спасибо, вам ребята за хорошую работу. Сегодня вы были  настоящими учёными, и хорошо сотрудничали  все вместе в нашей научной лаборатории.

Но я хочу рассказать вам ещё о некоторых волшебных свойствах почвы. Мы знаем, что почва плодородная, и ещё в ней можно жить. Оказывается, почва способна растворять  и уничтожать.

Для данного эксперимента нам понадобятся: 4 прозрачные ёмкости с крышками, почва, вода, 4 вида отходов: бумага, металл (кнопки, скрепки, пластик (мы взяли стаканчик из-под йогурта), пищевые отходы (кусочки яблока)

Наполняем ёмкости почвой наполовину, в каждую ёмкость кладем свой вид отходов. Засыпаем ёмкости до конца и увлажняем почву. Закрываем плотно крышками, и рисуем маркировку

Эксперимент длительный, рассчитан на год, В течение этого времени, мы периодически будем заглядывать в наши баночки, и наблюдать, что происходит с отходами. Поэтому опыты в нашей лаборатории не заканчиваются. Они будут продолжаться. А сейчас я предлагаю всем желающим зарисовать  схематически наши опыты и так же поместить их в нашу папку – лэлбук.  

Источник

Любовь Воевода
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Почва и её свойства. Опыты»

Программное содержание:

1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе; помочь увидеть взаимозависимость почвы и растений.

Закреплять знания о представителях почвенной фауны – подземных животных.

Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода, частички сгнивших растений

(перегной, что почва пропускает воду.

Создать вместе извержение вулкана.

Познакомить с новыми словами: перегной, полезные вещества, вулкан, лава, пепел.

2.Активизировать в речи слова:

почва, перегной, вулкан, лава, пепел, подземные жители.

Продолжать учить делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.

3. Воспитывать желание помочь другу Лунтику, развивать интерес к исследованию состава почвы. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов.

Предварительная работа:

Наблюдение за почвой на прогулке осенью.

Работа в цветнике (рыхление, прополка сорняков, полив); в уголке природы (рыхление, полив).

Просмотр фильма о подземных жителях: дождевой червяк, мокрицы; муравьи, многоножки, улитки.

Просмотр фильма «Вулканы Камчатки».

Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях.

Опыты с разными видами почв, посадка семян цветов в разные виды почв.

Материал демонстрационный: посылка, аудио письмо Лунтика, 3 горшочка с песком, глиной, чернозёмом, горелка, спички, щипцы, стекло, тарелочка с чернозёмом, макет вулкана, сода, красный краситель-порошок, вода, лимонная кислота, 3 мольберта с картинками воды, воздуха, перегноя, схемы с почвой пропускающей и задерживающей воду.

Для детей: прозрачные стаканы с водой, горшочки с песком, глиной, чернозёмом, пластмассовые ложки, воронки, вата.

Ход занятия:

1 часть.

Дети стоят полукругом. На столе посылка.

Воспитатель: нам прислали посылку, давайте посмотрим, что внутри. Здесь горшочки с видами почв и письмо от Лунтика. Письмо не простое – видеописьмо.

(Включаем видеозапись. На диске Лунтик обращается к детям с просьбой).

Лунтик: здравствуйте, дорогие ребята. Помогите мне, пожалуйста. У моей подружки Милы скоро день рождения. Она очень любит комнатные цветы. Я решил их подарить. Для цветов у меня есть красивые горшочки, а вот в какую землю сажать, я не знаю. Высылаю вам образцы земли, которая есть возле моего дома. Подскажите, в какую сажать цветы?

Воспитатель: ребята, поможем Лунтику? (Да) Для того чтобы исследовать почву, отправляемся в нашу лабораторию.

Дети подходят к столам. На первом столе горшок с песком, на втором – глина, на третьем – чернозём, стаканы с водой, ложки, вата, воронки, тарелочки с образцами почвы. Возле каждого стола – мольберт с картинками.

Воспитатель: скажите, какими свойствами должна обладать почва для хорошего роста и развития растений?

Дети: в почве должен быть воздух, вода, питательные вещества (удобрения, нужен свет и тепло.

Воспитатель: правильно, ребята. Проведём опыты.

Читайте также:  К каким свойствам ткани относится гигроскопичность

Опыт № 1 – в почве есть воздух.

Воспитатель: как узнать, есть ли в почве воздух?

Дети: нужно взять небольшой комочек почвы и бросить его в воду. Комочек покроется пузырьками, значит, есть в почве воздух.

Дети проводят опыт.

Воспитатель: расскажите о результатах опыта с песком. Что вы выяснили?

Дети: в песке воздуха нет.

Воспитатель: выложите на доску результаты опыта с песком.

Воспитатель: расскажите о результатах опыта с глиной.

Дети: в глине воздуха нет.

Воспитатель: выложите на доску результаты опыта с глиной.

Воспитатель: расскажите о результатах опыта с чернозёмом. Что вы выяснили?

Дети: в чернозёме воздух есть.

Воспитатель: выложите на доску результаты опыта с чернозёмом.

Опыт № 2 – в почве есть перегной – сгнившие растения.

Воспитатель: Нам нужно узнать, есть ли в почве сгнившие растения или природное удобрение. Посмотрите на воду в стакане.

Какой вывод можно сделать в опыте с песком?

Дети: в песке нет частичек растений или природного удобрения.

Воспитатель: выложите на доску результаты вашего наблюдения.

Какие выводы можно сделать в опыте с глиной?

Дети: в глине нет частичек растений.

Воспитатель: выложите на доску результаты вашего наблюдения.

Какие выводы можно сделать в опыте с чернозёмом?

Дети: в чернозёме есть частички, остатки растений.

Воспитатель: выложите на доску результаты вашего наблюдения.

Опыт № 3 – почва пропускает воду.

Воспитатель: необходимо узнать, пропускает ли почва воду.

В пустой стакан с воронкой положите комок ваты, сверху насыпьте ложку почвы, затем осторожно вливайте воду. Какие выводы можно сделать?

Дети: песок и чернозём пропускают воду, глина – задерживает воду.

Воспитатель: выложите результаты опыта на мольберт.

Опыт № 4 – в почве есть вода. Проводится воспитателем.

Воспитатель: раньше мы проводили опыты с песком и глиной на присутствие в них воды. Что мы выяснили?

Дети: в песке и глине воды нет.

Воспитатель: выложите результаты о песке и глине на доску.

Воспитатель: сейчас мы узнаем, есть ли в чернозёме вода.

(На столе находится горелка, тарелочка с чернозёмом, зажигалка, стекло и щипцы. Показываю стекло, обращаю внимание, что оно сухое).

Воспитатель: посмотрите, я нагреваю немного почвы на огне. Над почвой установлено стекло. Что происходит?

Дети: на стекле появились капельки воды.

Воспитатель: какой вывод вы сделали?

Дети: в чернозёме есть вода.

Воспитатель: результат опыта выложите на мольберте.

Воспитатель: в какую почву Лунтику сажать цветы? Почему?

Дети: в чернозём. Потому что в

чернозёме есть вода, воздух, чернозём пропускает воду, есть питательные вещества.

Воспитатель: как появляются питательные вещества в чернозёме?

Дети: сгнивают корешки, листья, трава.

Воспитатель: какие подземные жители помогают перерабатывать траву, листву, корешки получать перегной – природное удобрение.

Ответы детей (мокрицы, улитки, многоножки, муравьи, кроты).

2 часть.

Сегодня мы узнали новое слово – «перегной» – это удобрение, которое вырабатывает сама природа. Я познакомлю вас с ещё одним полезным природным удобрением – пеплом. Пепел получается благодаря вулкану. На нашей планете Земля есть разные вулканы – потухшие, спящие, действующие. Как же появляются вулканы? Давайте посмотрим фильм о вулкане, садитесь на ковёр.

(Просмотр видеоматериала. Отрывок из мультфильма «География для малышей».)

Воспитатель: мы узнали, что вулканы выбрасывают на поверхность раскалённую лаву, а так же пепел- полезное природное удобрение. Пепел выбрасывается вулканом на большую высоту. Когда пепел оседает, со временем остывает, тогда его используют как природное удобрение. Пепел добавляют в почву, и получают богатый урожай.

Сегодня мы сами сделаем вулкан, выбрасывающий на поверхность лаву.

(На столе поднос и макет вулкана, сода, ложка, порошок с красным красителем, стакан воды, лимонная кислота).

Дети всыпают в жерло вулкана 1 чайную ложку соды, половину чайной ложки порошка лимонной кислоты, красный краситель – порошок. Воспитатель вливает воду. Происходит процесс.

Подводим итоги деятельности:

1. Чем сегодня вы занимались в нашей лаборатории?

(проводили опыты с песком, глиной, чернозёмом).

2. Как называются перегнившие в земле листья, трава, ветки?

(перегной – природное удобрение)

3. О каком природном удобрении вы сегодня узнали?

(О пепле).

Воспитатель: пепел вулкана выбрасывается на большую высоту, затем постепенно оседает, остывает и используется как природное удобрение.

Что мы отправим Лунтику?

(Лунтику мы поможем и отправим подсказки – карточки о чернозёме. В этой почве цветы будут хорошо расти).

Список литературы:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ. Москва, 2014г

2. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации. Под редакцией О,В. Дыбиной Москва, 2015г.

3. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Изд. МОЗАИКА – СИНТЕЗ. Москва, 2014г

4. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Е. В. Марудова Изд. ДЕТСТВО – ПРЕСС, Санкт – Петербург, 2010г.

Источник