Что такое официальное опубликование в каком акте содержится его понятие
Опубликование (выпуск в свет) — выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения[1].
Документ, предназначенный для распространения содержащейся в нём информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения, называется изданием[2].
Электронный документ, правомерно введённый в гражданский оборот и публично предоставленный для всеобщего сведения в доступ путём размещения на любом носителе информации или через информационно-телекоммуникационные сети, является обнародованным электронным документом. Если такой документ не прошёл редакционной обработки и не имеет сведений об издателе, то он не имеет статуса опубликованного документа[3].
Для средств массовой информации распространение продукции допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир)[4].
Обнародование[править | править код]
Полное собрание законов Российской империи. Предисловие[5]
Законы, от Самодержавной Власти исходящие, и общие постановления, Именем Её от учрежденных мест издаваемые, двумя путями достигают общего сведения и исполнения: 1) чрез объявление и обнародование каждого из них в свое время, посредством мест и властей, для сего установленных, и 2) чрез издание их, уже по обнародовании, в виде собраний.
Существуют документы, для которых обязательным является не только опубликование, но и обнародование. Например, Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения[6].
Официальное опубликование[править | править код]
Официальное опубликование документа — первая публикация полного текста законодательного и иного нормативного правового акта в официальном издании или его первое размещение на официальном Интернет-портале[7].
Существуют документы, опубликование которых обязательно. В России такими документами являются законы и любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. В России неопубликованные законы не применяются[8]. В настоящее время в России также действуют правовые акты, принятые до установления действующего порядка опубликования нормативных правовых актов. Отдельные акты, принятые в советский период, не публиковались. Для официально опубликованных в СССР актов найти источник официального опубликования затруднительно[9].
Нормативные правовые акты[править | править код]
В настоящее время российское законодательство официально публикуется в изданиях:
- Парламентская газета;
- Российская газета;
- Собрание законодательства Российской Федерации
- Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru[10].
C 1 января 2016 года нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат размещению (опубликованию) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).[11]
Акты, не имеющие нормативного или правового характера[править | править код]
История[править | править код]
Декретом Совета народных комиссаров РСФСР «О порядке утверждения и опубликования законов» от 30 октября 1917 года было отменено «распубликование законодательных постановлений Правительства через Правительствующий Сенат». Вводится публикация в Газете Временного Рабочего и Крестьянского Правительства и возможность ввода в действие постановлений Правительства пр телеграфу с опубликованием телеграмм в каждой местности.
Конститутция СССР 1924 года установила, что законы публикуются от имени Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР[12].
Конститутция СССР 1936 года установила, что законы, принятые Верховным Советом СССР, публикуются на языках союзных республик за подписями председателя и секретаря Президиума Верховного Совета СССР[13].
Конститутция СССР 1977 года установила, что законы СССР, постановления и иные акты Верховного Совета СССР публикуются на языках союзных республик за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета СССР[14].
Комитетом конституционного надзора СССР в ноябре 1990 года было принято заключение о том, что ранее принятые, но не опубликованные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат опубликованию соответствующими государственными органами в трехмесячный срок со дня принятия настоящего Заключения. Акты, которые не будут опубликованы, по истечении этого срока утрачивают силу[15].
Виды изданий[править | править код]
Существуют разные виды публикации информации:
- Печатная публикация
- Депонирование
- Сетевая публикация
- Электронная публикация
- Публикация грампластинок
- СМИ
- Научная публикация
- Живая публикация
- Самиздат
Проблема верификации[править | править код]
Публикация информации требует её верификации, поэтому официальные источники информации проходят процедуру регистрации.
Изготовление или распространение продукции средства массовой информации без указания выходных данных, с неполными или заведомо ложными выходными данными в России является административным правонарушением[16].
Источники информации используют различные способы верификации публикуемых данных, в том числе
- рецензирование,
- ограничение минимального тиража источника данных (при ре-публикации),
- ограничение среды публикующихся, или среды рекомендателей,
- вики-идею.
Современные способы публикации, использующие открытые источники информации, добиваются сравнительно высокой степени достоверности.
Неопубликованные документы существуют на правах рукописи[17]. Документ, размноженный ограниченным тиражом для распространения среди узкого круга лиц с целью предварительного ознакомления с его текстом является «изданием на правах рукописи»[18].
Для отдельных видов неопубликованных документов необходима доставка обязательного экземпляра в органы научно-технической информации и библиотеки. В России это обязательно для следующих документов:
- отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах;
- алгоритмы и программы;
- диссертации[19].
Если документ нецелесообразно издавать для утверждения его приоритета возможно произвести его депонирование[20] исходя из того, что для возникновения, осуществления и защиты авторских и смежных прав не требуется регистрация произведения, исполнение или соблюдение каких-либо иных формальностей[21].
Авторское право[править | править код]
Публикация данных порождает вопросы авторского права.
См. также[править | править код]
- Гутенберг
- Иван Фёдоров
- Цензура
- СМИ
- Интернет-издание
- Сетевая литература
- Слухи
- Жёлтая пресса
Примечания[править | править код]
- ↑ Гражданский кодекс Российской Федерации. Статья 1268.
- ↑ ГОСТ 7.60-2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения п. 3.1.1.
- ↑ ГОСТ Р 7.0.95-2015 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные документы. Основные виды, выходные сведения, технологические характеристики п. 3.14.
- ↑ Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» Ст. 26.
- ↑ Полное собрание законов Российской империи/ВТ/Предисловие
- ↑ Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» Ст. 6
- ↑ ГОСТ Р 7.0.8-2013 СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения п. 72
- ↑ Конституция РФ. Статья 15
- ↑ Червяковский А. В. Актуальные проблемы официального опубликования нормативных правовых актов//Юридическая техника 2012 год, N 6 С. 662…666
- ↑ Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ
«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» Статья 4 - ↑ Указ Президента РФ от 14.10.2014 N 668 (ред. от 01.07.2016) «О совершенствовании порядка опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»
- ↑ Конституция СССР от 31.01.1924 Ст. 22
- ↑ Конституция от 05.12.1936 Ст. 40
- ↑ Закон СССР от 07.10.1977 N 6367-IX Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик Ст. 116
- ↑ Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 г. N 12 (2-12) «О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан»
- ↑ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Ст. 13.22
- ↑ ГОСТ Р 7.0.94-2015 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Комплектование библиотеки документами. Термины и определения п. 2.7.2
- ↑ ГОСТ 7.60-2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения п. 3.2.10.4
- ↑ Федеральный закон Об обязательном экземпляре документов. Статья 10
- ↑ ГОСТ Р 7.0.94-2015 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Комплектование библиотеки документами. Термины и определения 2.4.2.5
- ↑ ГОСТ Р 55386-2012 Интеллектуальная собственность. Термины и определения п.3.5.1.28
Ссылки[править | править код]
- Публикация // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Об электронной публикации законов
- Как рождаются слухи
Источник
- Главная
- О компании и продуктах КонсультантПлюс
- Некоммерческие проекты
- Участие в разработке концепции электронного распространения правовой информации
- Основные принципы построения эффективной СРПИ
- Приложение 2
Приложение 2
Применение правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Основывая свои законные требования на правовой норме или защищаясь с ее помощью от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.
Замечание 1.1. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов может меняться в связи с принятием новых актов, регулирующих эти вопросы. Вся информация по данным вопросам в настоящем параграфе дается по состоянию на 1 января 1999 г. Отметим, что информацию о порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, полностью актуализированную на текущую дату, можно получить в системах КонсультантПлюс по федеральному законодательству в разделе “Справочная информация” (поле “Тематика”) в виде отдельного документа.
1. Обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.
Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных правовых актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу НПА.
Ныне действуют следующие акты Российской Федерации, регулирующие этот вопрос:
- 1) Федеральный конституционный закон от 21.07.94 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации” (ст. 78, 79);
- 2) Федеральный закон от 14.06.94 N 5-ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”;
- 3) Федеральный закон от 02.12.90 N 394-1 (ред. от 31.07.98) “О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)” (ст. 6);
- 4) Федеральный закон от 15.07.95 N 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации” (ст. 24, 30);
- 5) Федеральный закон от 26.11.98 N 182-ФЗ “О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”;
- 6) Таможенный кодекс РФ (ст. 11);
- 7) Налоговый кодекс РФ (ст. 5);
- 8) Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763 (ред. от 16.05.97) “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”;
- 9) Указ Президента РФ от 13.08.98 N 963 “О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”;
- 10) Указ Президента РФ от 01.07.96 N 1009 “О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг”;
- 11) Постановление Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 (ред. от 06.11.98) “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”;
- 12) Постановление Правительства РФ от 26.12.95 N 1263 “Об информационном бюллетене “Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку”;
- 13) Приказ ЦБ РФ от 15.09.97 N 02-395 (ред. от 24.06.98) “О Положении Банка России “О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России”;
- 14) Указание ГТК РФ от 02.07.97 N 01-14/836 “О применении таможенными органами законодательства Российской Федерации”.
От момента принятия (издания) акта до его вступления в силу проходит определенное время, необходимое для его государственной регистрации (для ведомственных актов) и опубликования (для всех НПА, кроме тех, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера).
Со дня подписания вступают в силу только те акты Президента РФ и Правительства РФ, которые не носят нормативного характера, а также содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п.п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763), а также акты органов исполнительной власти, не имеющие нормативного характера. Таким образом, обязательными условиями вступления НПА в силу являются:
- 1) обязательное официальное опубликование всех НПА (ст. 1 ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” от 14.06.94 N 5-ФЗ, п. 1 Указа Президента РФ “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти” от 23.05.96 N 763);
- 2) обязательная государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер (п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763). Причем государственной регистрации подлежат НПА, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими (п. 12 “Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”, утвержденных Приказом Минюста РФ от 17.04.98 N 42).
1.1. Официальное опубликование
Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.
Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ, актов Правительства РФ такими изданиями являются “Российская газета” и “Собрание законодательства Российской Федерации” (ст. 4 ФЗ от 14.06.94 N 5-ФЗ, ст. 2 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” от 14.06.94 N 5-ФЗ официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в “Российской газете” или “Собрании законодательства Российской Федерации”.
При определении, какая публикация является первой, следует учесть положения п. 6 Постановления Конституционного Суда от 24.10.96 N 17-П, в котором на конкретном материале рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта. В частности, указывается, что дата выпуска “Собрания законодательства Российской Федерации” не может считаться днем его обнародования, так как она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого момента реально еще не обеспечивается получение информации о содержании закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации, необходимо сопоставлять даты “Российской газеты” и “Собрания законодательства Российской Федерации” и самостоятельно делать вывод, какая дата является реальной датой обнародования НПА.
Для ведомственных НПА (за исключением актов ЦБ РФ, ФКЦБ) до 18 августа 1998 г. (день вступления в силу Указа Президента РФ от 13.08.98 N 963 “О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”) официальным опубликованием считалось опубликование в “Российских вестях” и “Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти” издательства “Юридическая литература” (п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763). Президент РФ Указом от 13.08.98 N 963 внес изменения в порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, установив, что указанные акты подлежат официальному опубликованию в “Российской газете” вместо газеты “Российские вести”, как было ранее.
Для НПА ЦБ РФ официальным источником опубликования является “Вестник Банка России” (ст. 6 ФЗ от 02.12.90 N 394-1). Для НПА ФКЦБ – “Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг” (п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.95 N 1263).
1.2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ
С 15 мая 1992 г. Постановлением Правительства РФ от 08.05.92 N 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан или носящих межведомственный характер.
Указом Президента РФ от 21.01.93 N 104 было установлено, что акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в определенном законодательством порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
В настоящее время Постановление Правительства РФ от 08.05.92 N 305 и Указ Президента РФ от 21.01.93 N 104 утратили силу в связи с утверждением новых Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (см. Постановление Правительства РФ от 13.08.97 N 1009) и в связи с новым Порядком опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (см. Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763). Тем не менее правовые последствия несоблюдения установленного порядка регистрации и опубликования актов, которые в этом нуждаются, остались прежними: акты, не прошедшие регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не могут применяться.
2. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов
2.1. Порядок вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального Собрания
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.
Данный порядок действует в отношении актов, принятых с 15 июня 1994 г. (даты вступления в силу указанного выше Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ). В отношении актов, принятых ранее, следует руководствоваться положениями Закона РСФСР от 13.07.90 N 89-1 “О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами”.
Общий порядок вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания, определенный ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ, действует, если самими законами и актами палат Федерального Собрания не установлен другой порядок вступления их в силу.
Кроме общего порядка вступления в силу указанных НПА, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:
- 1) порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе, а именно, называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается формулировка “Вступает в силу после официального опубликования”;
- 2) порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом – законом о введении его в действие.
Вступление в силу законов, устанавливающих новые налоги или вносящих изменения в действующее налоговое законодательство, имеет свои особенности. В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
Налоговый кодекс РФ предусматривает также, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Если акты законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, то они не имеют обратной силы. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков иных сборов, имеют обратную силу.
Если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
2.2. Порядок вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ
Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п.п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763).
Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
Данный порядок является общим и применяется:
- – если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу (п. 7 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763);
- – в отношении актов, принятых с 05.06.96 (дата вступления в силу Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763).
Для определения даты вступления в силу актов, принятых ранее, следует применять положения Указа Президента РФ от 26.03.92 N 302, в настоящее время утратившего силу.
2.3. Порядок вступления в силу решений Конституционного Суда РФ
В соответствии со ст. 78, 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ решения Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их провозглашения и подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, которых касается принятое решение.
Решения Конституционного Суда публикуются также в “Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации”.
2.4. Порядок вступления в силу НПА федеральных органов
исполнительной власти
Если порядок вступления в силу НПА не определен в самом акте, то в соответствии с п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 НПА федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.
НПА федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня их государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок (п. 1 Указа Президента РФ от 16.05.97 N 490).
2.5. Особый порядок вступления в силу НПА Государственного
таможенного комитета РФ
Нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета РФ (ГТК РФ), затрагивающие права и законные интересы граждан, юридических лиц или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, как и другие НПА федеральных органов исполнительной власти. Но порядок вступления в силу НПА ГТК РФ установлен иной.
Если срок вступления в силу НПА ГТК РФ не определен в самом документе, то действует порядок, определенный ст. 11 Таможенного кодекса: нормативные акты ГТК РФ общего характера вступают в силу по истечении тридцати дней после их опубликования этим комитетом.
Исключения составляют следующие случаи:
- – если акты устанавливают более льготные правила, чем те, которые действуют (могут распространять свое действие на правоотношения, возникшие до их издания);
- – если акты законодательства РФ обязывают ГТК РФ ввести нормативные акты по таможенному делу в более короткие сроки.
Иные правовые акты ГТК России (внутриведомственного характера, нормативно-технические) вступают в силу с момента их подписания, если в самих актах не установлен более поздний срок вступления в силу (Указание ГТК РФ от 02.07.97 N 01-14/836).
Этим же Указанием подтверждается, что на акты ГТК РФ в вопросах официального опубликования распространяется действующий в отношении федеральных органов исполнительной власти порядок.
2.6. Порядок вступления в силу НПА Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг
До принятия Федерального закона от 26.11.98 N 182-ФЗ “О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” НПА Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), изданные в пределах ее полномочий, вступали в силу со дня их официального опубликования и не подлежали регистрации в Минюсте РФ (Указ Президента РФ от 03.07.95 N 662 (ред. от 28.05.97), Указ Президента РФ от 01.07.96 N 1009). Федеральный закон N 182-ФЗ установил, что постановления ФКЦБ, имеющие нормативный характер, подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, которые предусмотрены для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в этих постановлениях не предусмотрен иной срок вступления их в силу. Таким образом, на НПА ФКЦБ был распространен общий для НПА федеральных органов исполнительной власти порядок вступления в силу.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.95 N 1263 ФКЦБ разрешено издание информационного бюллетеня “Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг”. Опубликование в этом бюллетене актов ФКЦБ является их официальной публикацией.
2.7. Порядок вступления в силу нормативных актов Банка России
Нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств (ст. 6 ФЗ о “Центральном банке Российской Федерации”, п. 6.4.1 Приказа ЦБ РФ от 15.09.97 N 02-395).
В соответствии со ст. 6 ФЗ от 12.12.90 N 394-1 нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России – “Вестнике Банка России”, за исключением случаев, установленных Советом директоров. Подробно регламентирует порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов Банка России Положение Банка России “О порядке подготовки и вступлении в силу нормативных актов Банка России” от 15.09.97 N 519 (ред. от 24.06.98) (Приказ ЦБ РФ от 15.09.97 N 02-395).
Источник