Благодаря какому свойству восприятия
Восприятие — это психический процесс, заключающийся в целостном отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств. Условно восприятие можно представить как сумму ощущений, памяти и мышления.
Содержание
- Физиологический механизм восприятия
- Свойства восприятия
- Принципы восприятия
- Факторы восприятия
- Эффекты восприятия
- Классификация видов восприятия
- Нарушения восприятия
- Иллюзии восприятия
- Галлюцинации
- Эйдетизм как вид галлюцинаций
Если сравнить определения двух психических процессов, т.е. восприятия и ощущения, то можно заметить некоторые особенности. Так, например, восприятие является более сложным процессом. Если ощущения отражают отдельные свойства объектов, то восприятие — это целостное отражение. Таким образом, результатом восприятия является целостный перцептивный образ объекта, а не отдельное его свойство.
Физиологический механизм восприятия
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и ЦНС. Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры, и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в сенсорные зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана сенсорная зона, формируется определенная сенсорная информация.
Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Иван Петрович Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т.е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений.
Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов:
1. Образуемые в пределах одного анализатора;
2. Межанализаторные.
Первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности (например, мелодия). Второй вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раздражителя, — это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых Сеченов объяснял существованием ассоциаций. Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер.
Свойства восприятия
1. Предметность восприятия
Это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.
Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. По мнению Ивана Михайловича Сеченова, предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (движения рук; движения глаз, которые прослеживают контур предмета и др.). Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности.
2. Целостность восприятия
Восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.
Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями.
Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
3. Структурность восприятия
Структурность восприятия представляет собой не просто совокупность ощущений. В нем отражается взаимосвязь различный свойств и частей, т.е. структура предмета.
Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Можно сказать, что структурность восприятия — это отражение специфики взаимосвязи элементов целого. Например, ноты поступают в сознание, и мы узнаем мелодию, мы узнаем в фигуре треугольник, т.к. знаем соотношение сторон данной фигуры, или определенная буква остается той же буквой при разной манере написания.
Структурность связана с другим свойством восприятия — целостностью.
4. Константность восприятия
Константность — это относительное постоянство образа предмета при изменении условий его восприятия (например, машина кажется нам большой на любом расстоянии от нее). В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.
Благодаря константности, проявляющейся в способности перцептивной системы (система восприятия, которая состоит из совокупности определенных анализаторов) компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные.
Человек многократно воспринимает определенный предмет, причем, этот предмет воспринимается при совершенно разных условиях. Это позволяет системе поддерживать относительное постоянство свойств объектов и явлений. Без константности восприятия люди не смогли бы ориентироваться в окружающем их мире.
5. Апперцепция
Апперцепция — это зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей личности воспринимающего.
Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт. В процессе восприятия, для того, чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов.
Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один предмет может по-разному восприниматься разными людьми.
Содержание восприятия определяется поставленной задачей, мотивами деятельности, интересами. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые легко могут изменить содержание восприятия.
6. Осмысленность восприятия
Осмысленность восприятия — свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект определенным смыслом. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, оно представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования полученных данных.
Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Вне зависимости от постоянно меняющегося содержания, мы узнаем один и тот же предмет. Восприятие человека, являясь своеобразным осознанием предметов и явлений, включает акт понимания, осмысления.
7. Активность (избирательность) восприятия
Избирательность восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты окружающего мира являются фоном нашего восприятия (не отражаются в сознании).
Например, находясь в лекционном зале, вы слушаете лекцию, не замечая, что позади вас кто-то обсуждает планы на вечер. Ваше восприятие направленно на лекцию, пока вас самих не спросят насчет планов. В этом случае, вы уже будете общаться, а не слушать лекцию, т.е. восприятие будет направленно на собеседников.
Принципы восприятия
Группа психологов, вместе с Максом Вертгеймером, немецким психологом и основоположником гештальтпсихологии, сформулировали законы восприятия, которые стали теоретической основой гештальтпсихологии.
1. Принцип близости
Элементы, которые близки друг к другу в пространстве и во времени и кажущиеся нам объединенными в группы, мы воспринимаем совместно.
2. Принцип непрерывности
Существует тенденция следовать в направлении, позволяющим связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или определенную ориентацию. На рисунке мы видим не просто отдельные точки, а две пересекающиеся линии.
3. Принцип сходства
Подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы. Из-за цвета точки на рисунке мы воспринимаем как строки, а не столбцы.
4. Принцип замыкания
Существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков.
5. Принцип простоты (закон содержательности, принцип хорошей формы, закон прегнантности)
Мы воспринимаем и интерпретируем составные или сложные объекты как простейшую форму или объединение простейших форм. На рисунке мы видим три разные простые фигуры, а не одну сложную.
Прегнантный гештальт означает, что в любых условиях мы стремимся видеть фигуры настолько завершенными, насколько это возможно.
6. Фигура-фон
Мы стремимся организовать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект (фигура) и задний фон, на котором он проявляется. Объект более ярок, значим, заметен.
Факторы восприятия
Наше восприятие зависит от внешних и внутренних факторов.
а) Внешние факторы:
— интенсивность раздражителя;
— размер раздражителя;
— контрастность раздражителя;
— движение раздражителя;
— узнаваемость раздражителя.
б) Внутренние факторы:
— установка человека;
— потребности;
— опыт;
— личностные особенности (самооценка, лево- или праворукость, оптимизм-пессимизм и др.);
— эффекты восприятия.
Эффекты восприятия
Выделим основные эффекты (ошибки) восприятия:
Эффект проекции — это свойство людей приписывать приятному для них человеку свои достоинства, а неприятному – свои недостатки. Т.е. эффект предполагает, что у других людей те же качества, что и у воспринимающего человека.
Эффект ореола — это формирование специфической установки на человека через направленное приписывание ему определенных качеств; информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Т.е. эффект заключается в распространении общего мнения на частности.
Эффект первичности и новизны – это тенденция людей при противоречивой информации о другом человеке придавать больший вес данным, полученным вначале (если воспринимается незнакомый человек) или более новой информации (если воспринимается старый знакомый).
Эффект физиогномической редукции — это свойство людей делать выводы о характере и психологических характеристиках человека, исходя из черт его внешности.
Классификация видов восприятия
1)Разделение по модальности:
— зрительное восприятие;
— слуховое восприятие;
— тактильное восприятие;
— вкусовое восприятие;
— обонятельное восприятие.
Возможны сочетания различных видов восприятия.
2) Разделение по объекту восприятия:
— восприятие пространства (включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления);
— восприятие времени (отражение длительности и последовательности явлений или событий);
— восприятие движения (отражение направления и скорости пространственного существования предметов);
— восприятие скорости;
— восприятие направления;
— восприятие произведения искусства;
— восприятие основных явлений жизни человека.
3) Разделение по цели:
— преднамеренное (произвольное) восприятие (руководствуемся ранее поставленной целью или задачей);
— непреднамеренное (непроизвольное) восприятие (отсутствует волевая активность и цель).
4) Разделение по участию других психологических образований:
— эмоциональное восприятие (восприятие, связанное с эмоциями и чувствами);
— рациональное восприятие(восприятие, подчиненное процессу мышления) .
Нарушения восприятия
1) Иллюзии — это ошибочное восприятие реальных предметов и явлений.
Они могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.
При определенных условиях возникают у большинства людей и могут вызываться физическими (восприятие ложки в стакане чай, кажущейся изломанной), физиологическими (раздвоение изображения предметов, если в момент восприятия надавить сбоку на глазное яблоко) и психологическими причинами (переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными).
Иллюзии восприятия
а) Иллюзия Эббингауза
Это оптическая иллюзия восприятия относительно размеров. Два предмета равного размера могут выглядеть по-разному. Если один предмет расположить среди более мелких предметов, то он будет казаться крупнее, чем если такой же предмет расположить среди более крупных предметов.
б) Иллюзия Понцо
Это оптическая иллюзия восприятия. Марио Понцо предположил, что мозг человека определяет размер объекта по его фону. Он нарисовал два одинаковых отрезка на фоне двух сходящихся линий, наподобие уходящего вдаль железнодорожного пути. В итоге, горизонтальные линии воспринимаются разными.
в) Иллюзия Аристотеля
Это иллюзия осязания. Небольшой предмет (карандаш) помещают между (под) скрещенными пальцами (проще использовать средний и указательный пальцы) так, чтобы он касался одного пальца с внутренней стороны, а другого пальца — с наружной. При движениях пальцев (и руки) по предмету (вперед-назад) через некоторое время возникает впечатление, что пальцы касаются 2 предметов.
г) Иллюзия Цельнера
Оптическая иллюзия, которая заключается в том, что параллельные линии, пересеченные серией коротких диагональных отрезков, кажутся расходящимися.
д) Иллюзия Мюллера — Лайера
Оптическая иллюзия, возникающая при наблюдении отрезков, обрамленных стрелками. Отрезок, обрамленный «остриями», кажется короче отрезка, обрамленного «хвостовыми» стрелками.
е) Иллюзия Поггендорфа
Оптическая иллюзия, где красная линия является продолжением черной линии, а не синей.
Галлюцинации
2) Галлюцинации — это ошибочное восприятие при отсутствии предмета.
Галлюцинации встречаются при злоупотреблении спиртным (алкогольный делирий), наркотиками, психостимулирующими средствами (ЛСД, кокаин и пр.), медикаментами (например, антидепрессанты), при психических заболеваниях (шизофрении, эпилепсии), органических поражениях головного мозга, при катаракте (галлюцинации Шарля-Боннэ).
Эйдетизм как вид галлюцинаций
Эйдетизм, или, проще говоря, фотографическая память — это особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринимаемого ранее предмета или явления. В этот образ могут входить насыщенные образы и по другим модальностям восприятия (слух, вкус и др.).
Эйдетические образы отличаются от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие. Физиологической основой эйдетических образов является остаточное возбуждение анализатора.
Эйдетизм означает, что человек сохранят в памяти детали образа после прекращения восприятия. В том или ином виде и степени, эйдетизм присущ каждому человеку, особенно в детском и подростковом возрасте, однако в своих ярких проявлениях встречается редко. Чаще всего фотографической памятью обладают дети, во взрослом возрасте она встречается редко. Развить фотографическую память в первозданном виде невозможно, но с помощью упражнений можно улучшить зрительную память, запоминание информации, ее воспроизведение.
Советую прочитать книгу Александра Романовича Лурии, которая называется «Маленькая книжка о большой памяти». Несмотря на свой очень маленький объем, что удачно отмечается в названии, она весьма интересно написана. Книга затрагивает вопросы памяти, синестезии, эйдотехники.
В некоторые классификации галлюцинаций включают эйдетизм как подвид. Это связано с тем, что люди с эйдетизмом воспринимают объекты в их отсутствие, что так же является составляющей галлюцинаций. С этой точки зрения, определение фотографической памяти может выглядеть так:
Эйдетизм – это расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.
В конце лекции рекомендую изучить два видеоролика по темам, связанным с ощущениями и восприятием.
Источник
К основным свойствам восприятия относятся: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.
1. Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия, развивается начиная с первого года жизни. Возможность предметного восприятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента.
2. Целостность – в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
3. Структурность – восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом.
4. Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.
5. Апперцепция – особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс восприятия неотделим от деятельности. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.
Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознакомые слова, мы тем не менее безошибочно разбираем родную речь даже тогда, когда слова произносятся невнятно.
Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.
Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролер ОТК на производстве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него выработалась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски воспринимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.
6. Иллюзии восприятия – явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия.
7. Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой:
– На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.
– На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.
– На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.
– На четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.
8. Активность (или избирательность) – в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. Это явление получило название закона фигуры и фона. Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу (фигура) и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной (фон). Фигура и фон могут меняться местами.
Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, но это выделение происходит не всегда. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Мы без труда выделяем вещи, которые нас окружают, людей, животных и др. гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как особый объект. Например, мы не сразу выделяем часть слова, которое читаем, или часть какого-либо рисунка, который рассматриваем.
Выделение предмета из фона прежде всего зависит от степени различия между ними. Чем больше предмет и фон отличаются друг от друга, тем легче предмет выделяется из фона. Например, существенную роль играет различие по цвету между фоном и предметом. Контрастные цвета особо благоприятны для выделения предмета из фона. Так, слово, написанное мелом на классной доске, хорошо заметно и совсем незамеченным может быть исправление в тетради ученика, сделанное учителем теми же чернилами, которыми пишет ученик.
Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении схожих предметов. Например, достаточно трудно проследить по карте течение реки, если она окружена другими реками. Следовательно, для того чтобы облегчить выделение объекта из фона, необходимо усилить его отличие.
Каждый предмет является сложным целым и обладает многими свойствами. Воспринимая его как целое, мы вместе с тем воспринимаем и отдельные его части. Обе эти стороны восприятия теснейшим образом связаны между собой: восприятие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие.
Хорошо известно, как сильно меняется иногда восприятие предмета, если мы пропустим только одну его часть, или подметим ее неправильно, или воспримем как его часть то, что в действительности к нему не имеет никакого отношения. Во всех этих случаях мы легко можем принять предмет за то, чем он фактически не является. Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части.
Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, или воспринимается неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но тем не менее мы узнаем предмет. Например, когда мы рассматриваем рисунок, схематически изображающий предмет, мы узнаем этот предмет. Это происходит потому, что каждый предмет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.
Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделения отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в первую очередь различаются отдельные части предмета.
В соответствии с индивидуальными различиями по-разному протекает и второй этап восприятия. Если сначала воспринимается общая форма предмета без ясного различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспринимаются все более отчетливо. И наоборот, если первоначально выделялись только части предмета, то совершается его переход к целому. В конечном итоге, как в том, так и в другом случае, достигается восприятие в целом при достаточно ясном различении его отдельных частей.
Однако необходимо отметить, что восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от целого ряда других факторов. К их числу в первую очередь необходимо отнести предшествующий опыт и установку. Например, мы бегло читаем текст, часто пропуская ошибки и опечатки, потому что имеем достаточный опыт чтения, т. е. знаем смысл воспринимаемых слов и выделяем из целого слова буквы, выполняющие роль опознавательных признаков. Но если предложить вам найти в тексте ошибки, то вы будете внимательно всматриваться в написание слов, при этом в определенных случаях даже не будете вникать в смысл написанного. Следовательно, установка играет весьма важную роль в организации вашего восприятия.
Источник