Благодаря какому свойству мы не замечаем опечатки при чтении текста

46. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, не зависит от…

A. нет правильного ответа

47. Образы восприятия

A. субъективны

48. Отнесение сведений, получаемых из внешнего мира через восприятие к объектам этого мира представляет собой…

A. предметность

49. Известно, что при изменении освещения цвет бумаги кажется нам неизменным. Какое свойство восприятия проявляется в данном случае?

A.константность

50. Известно, что с какой бы точки ни смотреть на тарелку, легко замечается ее круглая форма. Какое свойство восприятия проявляется в данном случае?

A.константность

51.Процесс восприятия также называется

A. перцепцией

52. С каким свойством восприятия связано преимущественное выделение одних объектов по сравнению другими:

A. избирательность

53. Как называется процесс при котором окружающая действительность воспринимается искаженно и человек не понимает этого:

A. галлюцинации

54. Зависимость восприятия от опыта, знаний, чувств, интересов называется:

A. апперцепцией

55. Систематическое целенаправленное восприятие объектов – это:

A. наблюдение

56. Как называет ошибки восприятия объектов:

A. иллюзиями

57. Благодаря какому свойству восприятия мы не замечаем опечатки при чтении текста:

A. целостность

58. Кто предложил написать на фасаде здания слова «Наблюдательность, наблюдательность и наблюдательность»:

A. И.П. Павлов

59. Опыты сенсорной изоляции, провидимые в Университете Мак-Гиппа, привели к заключению, что без сенсорных стимулов:

A. нарушение умственных функций становится необратимым

60. Опознание объекта при повторном восприятии:

A. узнавание

61. Способность выделения при восприятии наиболее значимых объектов окружающего мира, определяемых потребностями, интересами и направленностью личности:

A. избирательность

62. Свойство восприятия, состоящее в том, что пространственная предметная ситуация воспринимается как единое целое, даже, если отдельные из его частей в данный момент не видны:

A. целостность

63. Зависимость восприятии от прошлого опыта:

A. апперцепция

64. Психика-это:

A. отражение окружающей действительности посредством деятельности мозга

65. Преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью последующего анализа и объяснения:

A. наблюдение

66. Систематическое целенаправленное восприятие объектов –это:

А. наблюдение

67. Иллюзии восприятия не обусловлены:

A. темпераментом воспринимающего.

68. То, что из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее, называется иллюзией:

A. Шарпантье

69. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон:

A. фигуры и фона

70. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:

A. галлюцинациями

71. Псевдогаллюцинации отличаются от истинных галлюцинаций тем, что они:

A. не проецируются вовне

72. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:

A. апперцепцией

73. Термин «апперцепция» предложил:

A. Г. Лейбниц

74. По отношению к восприятию феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как:

Е. целостность

75. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и пониманием сущности предметов, называется:

A. осмысленностью

76. Константность восприятия – это свойство:

A. приобретенное

77. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:

A. целостность

78. Концентрация внимания предопределяется:

Источник

Опечатки неистребимы, как пыль в солнечный день. И так же, как и пыль, берутся неизвестно откуда. Человеческий глаз не в состоянии выявить их все, а компьютерная программа проверки орфографии, которая, в принципе, должна это сделать, технически несовершенна. Она не знает многих распространенных слов, не различает контексты и оттенки значений. Проблема еще и в том, что опечатки делаем мы сами. А значит, бороться приходится с самими собой. Прислушаемся к себе любимым и постараемся прояснить природу опечатки.

Как возникают опечатки 

Чаще всего опечатки возникают из-за невнимательности, причина которой – усталость, отсутствие интереса к работе или мысли, не дающие отвлечься. Иногда же мы просто спешим и так хотим закончить фразу побыстрее, что, приступая к набору, проговариваем ее конец, и тогда первые части слов меняются местами или начало фразы прилипает к концу. Есть еще и такое понятие, как «опечатка по Фрейду». Однако, чтобы присвоить ошибке этот статус и доказать, что, например, оговорка «Девушки попали в член пепенцам» была неслучайна, нужны серьезные психологические исследования. К тому же большинство опечаток лишены всякого подтекста, а это ставит под сомнение их фрейдистское происхождение. Как бы то ни было, даже сам отец психоанализа признавал, что «иногда сигара – это просто сигара».
Итак, человек неправильно набирает слово на компьютере: пропускает или добавляет буквы, располагает их в обратном порядке или заменяет другими, которые ближе всего на клавиатуре. Вот основные разновидности опечаток:
1.    Добавление букв: миневральные воды; кот красоты захватывает дух; науку постригла катастрофа; румяная Giorgio Armani; болтильоны; фигурки из песочного текста; вдохновеновенно творите судьбу; передедовые технологии.
2.    Пропуск букв: совестное предприятие; автомобилисы; хлеб нарезать ломиками; я заметил ее на вечеринке, улучил момент и преставился; удерживайте свой вес в пределах норы; ужин на полуотрытой террасе; автомобиль способен работать в условиях полного бездрожья; пихологи и экстрасенсы; в голь мы так и не сыграли; лист временной трудоспособности; строительные материлы; летальный аппарат; иногда получается быстро себя упокоить, а иногда грусть не покидает неделями; спей-кондиционер.
3.    Перестановка букв: в рваном количестве; прокат весолипедов; Автсралия; чтобы почувствовать себя вздобрившимися, необходим крепкий кофе; энегроемкость; крадионервоз.
4.    Замена букв: здравоохренение; Падло Пикассо; курсы повешения квалификации; перечная пята; съешьте кусочек твердого сына; гель для душа «Африканское какое»  [какао], замки зверей отпираются дистанционно; отхохнуть лучше на мягком диване; шоколадный цвет волос по-прежнему в воде; укаковка.
5.    Разрыв слов: раскатать тест она посыпанной мукой поверхности.
6.    Перестановка первых частей слов: слай чадкий (чай сладкий),
уронить в лифту шахта (в шахту лифта).
7.    Слияние слов в одно: липтовой («Липтон листовой»).
А также комбинации основных вариантов:
8.    Пропуск букв с перестановкой: нежадно-негаданно.
9.     Добавление букв с перестановкой: вы можете завить волосы вовнурть и внаружу.
10.     Замена букв с перестановкой: благородим компанию за помощь в подготовке материала.
Ну и, конечно, не обходится без загадок: свет науки озарил еще не все закоулки вселенной. Так, для автора остается темным смысл журналистского вопроса, обращенного к человечеству: «Вы считаете, люди боброзования неса
Если в момент неправильного набора текста включен режим автоматического исправления орфографических ошибок, машина переделывает незнакомые ей слова в знакомые однокоренные. В этом случае формально опечатки нет, но есть слово, не подходящее по значению. Автор этих строк на заре карьеры едва не поплатился должностью из-за проделок вероломного компьютера. Ну не знал он мистера Хенсона – богатого инвестора, делового партнера и просто хорошего человека. Зато знал слово «Херсон», которым и заменил бессмысленный с его точки зрения набор букв. Если учесть, что в фамилии ударение падало на первый слог, ситуация могла бы стать анекдотичной. Хорошо, что новичкам везет: ошибку заметили в последний момент перед отправкой сообщения. А вот другому ответственному лицу повезло меньше: письмо с подписью «Гадина Петрова» благополучно дошло до адресата.

Почему опечатки пропускают даже профессиональные корректоры

При быстром чтении мы проглатываем гласные и окончания слов, воспринимая только костяк из согласных, и можем пропустить полчище опечаток. Но почему мы не замечаем их и при внимательном чтении? Этому можно найти несколько объяснений:
1.    Есть слова настолько простые, что в них, по нашему мнению, невозможно сделать ошибку. Никому, например, и в голову не придет, что какая-нибудь безобидная «корова» способна преподнести сюрприз. Поэтому и опечатку в этом слове мы в упор не видим. Ученые утверждают, что индейцы не заметили корабли Колумба, впервые причалившие к берегам Америки, потому что у них не было понятия корабля. Это лишний раз доказывает, что наша внимательность зависит от настроя. И опытный корректор тот, кто дддопускает лъюбую возмьожност2.
2.    Опечатки часто пропускают в крупном тексте (заглавиях, подзаголовках, лидах и выносах). Видя большой шрифт, мы расслабляемся, полагая, что он-то уж точно не таит угрозы. Мы говорим себе, что в этом тексте опечаток быть не может, поэтому и не находим их.
3.    Еще одна опасная зона – языковые штампы. Эффект от них тот же, что и от крупного шрифта: коварно-седативный или, еще хуже, усыпляющий. Так, поддавшись снотворному влиянию штампа, опытный корректор пропустил целых 3 ошибки в расхожей надписи «Курение опасно для вашего здоровья».
4.    Опасность проскочить опечатку возникает и в том случае, если вы нашли и исправили грубую ошибку (предположим, заметили «подрочный набор» в статье о 23 Февраля и тем самым спасли свою компанию от позора). В этот момент ваш мозг радуется принесенной пользе и, считая, что уже выполнил свою миссию, тут же расслабляется. А значит, если следующим словом в строке будет «карова», он этого, скорее всего, не заметит.
5.    Этот закон опечатки автор открыл, пережив горький опыт: когда пропустил на обложке «Актер Евгения Жариков». А виной тому была ярко-желтая шляпка Кати Осадчей, пестревшая в сантиметре от гендерного парадокса. Закон звучит так: яркие изобразительные элементы отвлекают внимание и способствуют опечаткам. Именно поэтому при чтении верстки с экрана пропускается больше ошибок, чем при вычитке черно-белой распечатки.
Теперь вы знаете, как победить опечатки. Для этого нужно: любить свою работу, делать ее внимательно и с интересом, а еще обходить психологические ловушки, описанные выше. Ну а как быть, если опечатка все-таки прорвалась на передовицу? Улыбнуться и вспомнить о том, что среди опечаток встречаются и полезные.

О пользе и вреде опечаток

Принято считать, что опечатки – зло, подлежащее искоренению. Не случайно издательства и рекламные агентства держат в штате корректоров, чтобы те изгоняли из текста беса опечатки.  Ведь ошибки в написании могут стоить репутации, здоровья, а иногда и жизни (поверьте на слово человеку, который исправил не одну ошибку в дозировках лекарств, рекомендованных учебниками по медицине). Но так ли страшен черт, как его малюют?
Если хорошенько подумать, опечатки приносят немало пользы. Они…
Оживляют текст. Все помнят эпизод фильма «12 стульев», в котором беспризорник просит у Остапа 10 копеек. Вместо денег великий комбинатор дает мальчишке яблоко. Так вот, у Ильи Ильфа и Евгения Петрова яблоко было «налитое», а благодаря машинистке, которая печатала рукопись, стало «нагретым». Согласитесь, «нагретое яблоко» – менее банально, а значит, развивает воображение.
Обеспечивают пиар. В конце ХХ века опечатка сделала чрезвычайно эффективной рекламу бренда итальянской одежды:  один московский журнал назвал его «пидером рынка». А очередной номер киевского строительного издания был раскуплен благодаря удачному сочетанию абсурда и осмысленности. В разделе «Монтаж черепицы» слетел шрифт, и бессвязный набор букв длиною в несколько абзацев заканчивался суровым приговором редакции: «В большинстве случаев другого способа монтажа не существует».
Подтверждают авторство. Некоторые судебные дела о защите авторских прав удалось выиграть только благодаря авторским опечаткам, бездумно скопированным плагиаторами. А разведчики во всем мире используют опечатки как условный сигнал, подтверждающий подлинность секретного донесения.
Дают начало традиции. Когда-то врач Гален написал о «сфекоидальной» (то есть похожей на осу) кости черепа. Но в научный обиход вошел другой термин: «сфеноидальная» (клиновидная) кость. А все потому, что древнеримский переписчик допустил ошибку.
Другой ошибке мы обязаны современным обозначением процентов. В 1685 году в Париже вышло из печати руководство по коммерческой арифметике. Его автор, Матье де ла Порт, обозначил проценты так, как тогда было принято: cto (сокращение от cento). Но наборщик принял это сочетание букв за дробь. Так появился знак %.
А в 1955 году опечатка дала начало новой рождественской традиции в США и Канаде. Одна из газет штата Колорадо напечатала рекламное объявление универмага, который предлагал детям позвонить на горячую линию и поговорить с самим Санта-Клаусом. К сожалению, в номере телефона допустили ошибку. И звонки стали поступать на секретный телефон командования Противовоздушной обороны (ПВО) Северной Америки. Военным так понравилось общаться с детьми, что они выделили для рождественской связи специальный телефон и с тех пор официально следят за перемещениями Санты (www.noradsanta.org).
И наконец, опечатки веселят читателей, а смех, как известно, продлевает жизнь. Так что читайте больше и смейтесь на здоровье!

©Татьяна Мачинская, 25 февраля 2013 года

Источник

Содержание темы:

Отбор методики преподавания и определение узловых вопросов изложения. расстановка акцентов в преподавании темы. Постановка вопросов. Отбор и применение иллюстративного материала. Определение последовательности изложения темы.

Методические рекомендации по изучению темы:

Тема «Восприятие» является теоретической темой, где формируются новые понятия студентов в системе отражения мира. Относясь к психическому процессу, где условный образ предмета, соединенный не механически из отдельных его свойств, восприятие требует особого методического подхода при определении последовательности и динамике передачи содержания учащимся по следующим причинам: во – первых, психический процесс следует за ощущением и имеет базовую основу последнего; во – вторых, восприятие – это уже комплексный психический процесс, более сложный и изощренный для человека. Он менее знаком студентам, чем ощущение. Следует применить проблемный метод обучения, объединение и вопросно-развивающую беседу.

Изучая тему, необходимо раскрыть следующие положения:

1. Важно с самого начала раскрыть учащимся сущность про­цесса восприятия и его отличие от ощущения. Ощущения отра­жают только отдельные качества предметов и явлений. Восприя­тия дают человеку образ всего предмета, всего явления в целом, в многообразии его свойств и качеств. В реальной действительности все свойства материи существуют только в предметах и неотделимы от них. Поэтому каждое наше ощущение мы соотно­сим с предметом, его вызвавшим. При воздействии предметов и явлений на анализаторы человека возникают различные ощуще­ния. Между ними образуется прочная связь, лежащая в основе целостного отражения предметов. Восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Оно представляет собой сложный про­цесс, качественно отличный от ощущений, образующих его.

2. Образ предмета, возникающий в сознании человека, при восприятии, включает в себя, кроме отражения отдельных его свойств, прошлый опыт человека, знания о данном предмете, от­ношение к нему. Прошлый опыт — апперцепция — включает в себя как образы предметов и явлений, полученные человеком в прежних восприятиях, так и его знания о воспринимаемом пред­мете, сложившееся ранее отношение к нему, обусловленное на­правленностью личности. Восприятие — не пассивное, зеркальное отражение мира. Все воспринимаемое человеком преломляется,через особенности его личности, его потребности, интересы, чув­ства, психическое состояние в данный момент.

Полнота и точность восприятия, протекание самого процесса чувственного познания зависят от состояния личности, от неко­торых особенностей ее характера, внимания и мышления. 3нание этой особенности восприятия важно, оно поможет им осознать смысл и значение многих методических приемов, с которыми учащиеся знакомятся на практике.

В связи с вопросом об апперцепции следует остановиться на том, что мы называем предвзятым мнением. С точки зрения психологии – это предопределенность восприятия человека. Часто мы, начиная читать книгу или воспринимая спектакль, имеем уже определенное отношение к воспринимаемому, сложившемуся на основании мнения других людей, и это определяет наше восприятие.

3. Одним из основных свойств восприятия является его целостность. Это свойство восприятия выражено в том, что при воздействии на нас предмета или явления в нашем сознании возникает его целостный образ во взаимоотношении составляющих его частей и сторон, находящихся в определенных взаимосвязях.

Какова психофизиологическая основа восприятия?

Восприятие, так же как и ощущение, имеет рефлекторную основу. В процессе восприятия мы реагируем не только на воздействие различных качеств и частей предмета, но и на отношения между ними (одну и ту же мелодию мы узнаем, если даже она исполнена на различных инструментах, в разных тональностях, так как воспринимаем звуки в определенных соотношениях).

Как связано восприятие с мышлением?

Восприятие надо рассматривать как процесс, в ходе которого образ воспринимаемого человеком предмета становится более отчетливым, полным и расчлененным. Такое уточнение и углубление знаний о мире в процессе восприятия достигается аналитико-синтетической деятельностью мышления в указанном процессе.

Два вида восприятия – восприятие как реакция схватывания и как реакция детального видения, – которое различал И.М.Сеченов, есть, в сущности, не виды восприятия, а начало и дальнейшее развитие процесса восприятия. Отражение предмета или явления, не расчлененное вначале восприятия путем анализа, выделения отдельных частей в целом, установления связей между ними, становится в дальнейшем ходе восприятия полным и точным отражением целого.

Нужно обратить внимание учащихся на значение действия в процессе восприятия, когда предмет выделяется как объект деятельности человека. Эта связь восприятия с действием осо­бенно ясно выступает в формировании восприятия пространства. Оно совершается в процессе двигательного овладения простран­ством посредством хватательных движений и передвижения.

Психологические исследования показали, что без движения глаз по объекту сложное зрительное восприятие невозможно. Наблюдения за движением глаз человека, воспринимающего предмет или картину, показывают, что глаза движутся по вос­принимаемому объекту, как бы ощупывая его, неоднократно возвращаясь к отдельным деталям и задерживаясь на них. Эти движения обеспечивают активный процесс анализа восприни­маемого объекта, выделения в нем тех сторон, которые соответствуют задаче, стоящей перед воспринимающим человеком.

4. Развитие восприятия теснейшим образом связано с развитием мышления. Мышление в процессе восприятия придает ему осмысленный характер. Осмысленность и обобщенность также являются свойствами восприятия человека. Воспринимая еди­ничные предметы и явления, человек относит их к определенной группе, или категории, предметов, осознает единичное как част­ный случай общего. Эта обобщенность восприятия обеспечена словом-названием воспринимаемого предмета. Степень осмыс­ленности и обобщенности восприятия различна у взрослого и у ребенка. Она зависит от уровня развития мышления, речи и опыта человека. Маленький ребенок воспринимает единичный предмет обособленно, не соотнося его с группой однородных предметов. В процессе развития мышления и речи меняется и характер вос­приятия ребенка: оно становится все более осмысленным и обоб­щенным.

5. Избирательный характер восприятия обусловлен свой­ствами самого воспринимаемого объекта (окраской, четкостью контура и т. д.), условиями, в которых происходит восприятие, содержанием личности воспринимающего человека — его направленностью, интересами, опытом, задачей, стоящей перед человеком в момент восприятия.

6. Вопрос об иллюзиях – ошибках восприятия — нельзя рас­сматривать отдельно от его особенностей. Иллюзию могут выз­вать сложившееся ранее отношение человека к воспринимае­мому, недостаток опыта и специальных знаний, неумение пра­вильно установить соотношение частей в целом при восприятии.

7. Восприятие времени и пространства надо рассматривать в связи с общими закономерностями этого процесса. В разви­тии данных видов восприятия особенно ясно выступает опосредованность восприятия накопленным опытом и знаниями вос­принимающего, человека.

8. Важным в этой теме является вопрос о наблюдении и развитии наблюдательности как свойства личности.

Восприятие человека всегда связано с его деятельностью и включено в нее. Целенаправленные действия требуют пред­намеренного, активного восприятия. В деятельности возникает и развивается умение воспринимать целенаправленно, плано­мерно, систематически. Восприятие само становится целена­правленной деятельностью — наблюдением. Умение наблюдать связано с развитием воли, проявляющейся в произвольном, устойчивом внимании к воспринимаемому явлению. Умение наблюдать требует постановки цели, желаемой и понятной. В итоге систематически проводимых наблюдений формирует­ся такая важная черта личности, как наблюдательность — уме­ние по внешним признакам судить о том, что скрыто от непо­средственного восприятия (например, по выражению лица, ин­тонации голоса судить о внутреннем состоянии человека). Наблюдательность есть основа такого морального качества, как чуткость.

Вопрос о наблюдении (процессе целенаправленного, орга­низованного восприятия) и наблюдательности (черте личности) имеет большое воспитательное значение. Учащимся необходимо понять, что умение наблюдать, наблюдательность — необхо­димое качество личности преподавателя, и поэтому, готовясь к своей будущей деятельности, они должны развивать в себе эти ка­чества.

Вопросы – задачи.

1. Зная закономерности восприятия, объясните, почему мы редко замечаем опечатки при чтении художественной литературы?

2. Какое значение для восприятия имеют подписи под картинками в детских книгах?

3. Для чего ошибки в тетрадях учитель исправляет красными чернилами?

4. Как полагает восприятию интонация голоса учителя при объяснении нового учебного материала?

5. С какой целью учитель проводит предварительную беседу перед чтением нового текста?

6. В одном из рассказов Конан Дойля о Шерлоке Холмсе приводится такой разговор Холмса с доктором Ватсоном:

« – … Сколько раз вы видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?

– Часто.

– Как часто?

– Ну, несколько сот раз.

– Отлично. Сколько же там ступенек?

– Сколько ступенек? Понятия не имею!

– Вот-вот, не заметили. А между тем вы видели!

В этом вся суть. Ну, а я знаю, что ступенек семнадцать …»

Источник