Благодаря какому свойству мы не замечаем опечатки при чтении текста
46. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, не зависит от…
A. нет правильного ответа
47. Образы восприятия
A. субъективны
48. Отнесение сведений, получаемых из внешнего мира через восприятие к объектам этого мира представляет собой…
A. предметность
49. Известно, что при изменении освещения цвет бумаги кажется нам неизменным. Какое свойство восприятия проявляется в данном случае?
A.константность
50. Известно, что с какой бы точки ни смотреть на тарелку, легко замечается ее круглая форма. Какое свойство восприятия проявляется в данном случае?
A.константность
51.Процесс восприятия также называется
A. перцепцией
52. С каким свойством восприятия связано преимущественное выделение одних объектов по сравнению другими:
A. избирательность
53. Как называется процесс при котором окружающая действительность воспринимается искаженно и человек не понимает этого:
A. галлюцинации
54. Зависимость восприятия от опыта, знаний, чувств, интересов называется:
A. апперцепцией
55. Систематическое целенаправленное восприятие объектов – это:
A. наблюдение
56. Как называет ошибки восприятия объектов:
A. иллюзиями
57. Благодаря какому свойству восприятия мы не замечаем опечатки при чтении текста:
A. целостность
58. Кто предложил написать на фасаде здания слова «Наблюдательность, наблюдательность и наблюдательность»:
A. И.П. Павлов
59. Опыты сенсорной изоляции, провидимые в Университете Мак-Гиппа, привели к заключению, что без сенсорных стимулов:
A. нарушение умственных функций становится необратимым
60. Опознание объекта при повторном восприятии:
A. узнавание
61. Способность выделения при восприятии наиболее значимых объектов окружающего мира, определяемых потребностями, интересами и направленностью личности:
A. избирательность
62. Свойство восприятия, состоящее в том, что пространственная предметная ситуация воспринимается как единое целое, даже, если отдельные из его частей в данный момент не видны:
A. целостность
63. Зависимость восприятии от прошлого опыта:
A. апперцепция
64. Психика-это:
A. отражение окружающей действительности посредством деятельности мозга
65. Преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью последующего анализа и объяснения:
A. наблюдение
66. Систематическое целенаправленное восприятие объектов –это:
А. наблюдение
67. Иллюзии восприятия не обусловлены:
A. темпераментом воспринимающего.
68. То, что из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее, называется иллюзией:
A. Шарпантье
69. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон:
A. фигуры и фона
70. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:
A. галлюцинациями
71. Псевдогаллюцинации отличаются от истинных галлюцинаций тем, что они:
A. не проецируются вовне
72. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:
A. апперцепцией
73. Термин «апперцепция» предложил:
A. Г. Лейбниц
74. По отношению к восприятию феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как:
Е. целостность
75. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и пониманием сущности предметов, называется:
A. осмысленностью
76. Константность восприятия – это свойство:
A. приобретенное
77. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:
A. целостность
78. Концентрация внимания предопределяется:
Источник
Опечатки неистребимы, как пыль в солнечный день. И так же, как и пыль, берутся неизвестно откуда. Человеческий глаз не в состоянии выявить их все, а компьютерная программа проверки орфографии, которая, в принципе, должна это сделать, технически несовершенна. Она не знает многих распространенных слов, не различает контексты и оттенки значений. Проблема еще и в том, что опечатки делаем мы сами. А значит, бороться приходится с самими собой. Прислушаемся к себе любимым и постараемся прояснить природу опечатки.
Как возникают опечатки
Чаще всего опечатки возникают из-за невнимательности, причина которой – усталость, отсутствие интереса к работе или мысли, не дающие отвлечься. Иногда же мы просто спешим и так хотим закончить фразу побыстрее, что, приступая к набору, проговариваем ее конец, и тогда первые части слов меняются местами или начало фразы прилипает к концу. Есть еще и такое понятие, как «опечатка по Фрейду». Однако, чтобы присвоить ошибке этот статус и доказать, что, например, оговорка «Девушки попали в член пепенцам» была неслучайна, нужны серьезные психологические исследования. К тому же большинство опечаток лишены всякого подтекста, а это ставит под сомнение их фрейдистское происхождение. Как бы то ни было, даже сам отец психоанализа признавал, что «иногда сигара – это просто сигара».
Итак, человек неправильно набирает слово на компьютере: пропускает или добавляет буквы, располагает их в обратном порядке или заменяет другими, которые ближе всего на клавиатуре. Вот основные разновидности опечаток:
1. Добавление букв: миневральные воды; кот красоты захватывает дух; науку постригла катастрофа; румяная Giorgio Armani; болтильоны; фигурки из песочного текста; вдохновеновенно творите судьбу; передедовые технологии.
2. Пропуск букв: совестное предприятие; автомобилисы; хлеб нарезать ломиками; я заметил ее на вечеринке, улучил момент и преставился; удерживайте свой вес в пределах норы; ужин на полуотрытой террасе; автомобиль способен работать в условиях полного бездрожья; пихологи и экстрасенсы; в голь мы так и не сыграли; лист временной трудоспособности; строительные материлы; летальный аппарат; иногда получается быстро себя упокоить, а иногда грусть не покидает неделями; спей-кондиционер.
3. Перестановка букв: в рваном количестве; прокат весолипедов; Автсралия; чтобы почувствовать себя вздобрившимися, необходим крепкий кофе; энегроемкость; крадионервоз.
4. Замена букв: здравоохренение; Падло Пикассо; курсы повешения квалификации; перечная пята; съешьте кусочек твердого сына; гель для душа «Африканское какое» [какао], замки зверей отпираются дистанционно; отхохнуть лучше на мягком диване; шоколадный цвет волос по-прежнему в воде; укаковка.
5. Разрыв слов: раскатать тест она посыпанной мукой поверхности.
6. Перестановка первых частей слов: слай чадкий (чай сладкий),
уронить в лифту шахта (в шахту лифта).
7. Слияние слов в одно: липтовой («Липтон листовой»).
А также комбинации основных вариантов:
8. Пропуск букв с перестановкой: нежадно-негаданно.
9. Добавление букв с перестановкой: вы можете завить волосы вовнурть и внаружу.
10. Замена букв с перестановкой: благородим компанию за помощь в подготовке материала.
Ну и, конечно, не обходится без загадок: свет науки озарил еще не все закоулки вселенной. Так, для автора остается темным смысл журналистского вопроса, обращенного к человечеству: «Вы считаете, люди боброзования неса?»
Если в момент неправильного набора текста включен режим автоматического исправления орфографических ошибок, машина переделывает незнакомые ей слова в знакомые однокоренные. В этом случае формально опечатки нет, но есть слово, не подходящее по значению. Автор этих строк на заре карьеры едва не поплатился должностью из-за проделок вероломного компьютера. Ну не знал он мистера Хенсона – богатого инвестора, делового партнера и просто хорошего человека. Зато знал слово «Херсон», которым и заменил бессмысленный с его точки зрения набор букв. Если учесть, что в фамилии ударение падало на первый слог, ситуация могла бы стать анекдотичной. Хорошо, что новичкам везет: ошибку заметили в последний момент перед отправкой сообщения. А вот другому ответственному лицу повезло меньше: письмо с подписью «Гадина Петрова» благополучно дошло до адресата.
Почему опечатки пропускают даже профессиональные корректоры
При быстром чтении мы проглатываем гласные и окончания слов, воспринимая только костяк из согласных, и можем пропустить полчище опечаток. Но почему мы не замечаем их и при внимательном чтении? Этому можно найти несколько объяснений:
1. Есть слова настолько простые, что в них, по нашему мнению, невозможно сделать ошибку. Никому, например, и в голову не придет, что какая-нибудь безобидная «корова» способна преподнести сюрприз. Поэтому и опечатку в этом слове мы в упор не видим. Ученые утверждают, что индейцы не заметили корабли Колумба, впервые причалившие к берегам Америки, потому что у них не было понятия корабля. Это лишний раз доказывает, что наша внимательность зависит от настроя. И опытный корректор тот, кто дддопускает лъюбую возмьожност2.
2. Опечатки часто пропускают в крупном тексте (заглавиях, подзаголовках, лидах и выносах). Видя большой шрифт, мы расслабляемся, полагая, что он-то уж точно не таит угрозы. Мы говорим себе, что в этом тексте опечаток быть не может, поэтому и не находим их.
3. Еще одна опасная зона – языковые штампы. Эффект от них тот же, что и от крупного шрифта: коварно-седативный или, еще хуже, усыпляющий. Так, поддавшись снотворному влиянию штампа, опытный корректор пропустил целых 3 ошибки в расхожей надписи «Курение опасно для вашего здоровья».
4. Опасность проскочить опечатку возникает и в том случае, если вы нашли и исправили грубую ошибку (предположим, заметили «подрочный набор» в статье о 23 Февраля и тем самым спасли свою компанию от позора). В этот момент ваш мозг радуется принесенной пользе и, считая, что уже выполнил свою миссию, тут же расслабляется. А значит, если следующим словом в строке будет «карова», он этого, скорее всего, не заметит.
5. Этот закон опечатки автор открыл, пережив горький опыт: когда пропустил на обложке «Актер Евгения Жариков». А виной тому была ярко-желтая шляпка Кати Осадчей, пестревшая в сантиметре от гендерного парадокса. Закон звучит так: яркие изобразительные элементы отвлекают внимание и способствуют опечаткам. Именно поэтому при чтении верстки с экрана пропускается больше ошибок, чем при вычитке черно-белой распечатки.
Теперь вы знаете, как победить опечатки. Для этого нужно: любить свою работу, делать ее внимательно и с интересом, а еще обходить психологические ловушки, описанные выше. Ну а как быть, если опечатка все-таки прорвалась на передовицу? Улыбнуться и вспомнить о том, что среди опечаток встречаются и полезные.
О пользе и вреде опечаток
Принято считать, что опечатки – зло, подлежащее искоренению. Не случайно издательства и рекламные агентства держат в штате корректоров, чтобы те изгоняли из текста беса опечатки. Ведь ошибки в написании могут стоить репутации, здоровья, а иногда и жизни (поверьте на слово человеку, который исправил не одну ошибку в дозировках лекарств, рекомендованных учебниками по медицине). Но так ли страшен черт, как его малюют?
Если хорошенько подумать, опечатки приносят немало пользы. Они…
Оживляют текст. Все помнят эпизод фильма «12 стульев», в котором беспризорник просит у Остапа 10 копеек. Вместо денег великий комбинатор дает мальчишке яблоко. Так вот, у Ильи Ильфа и Евгения Петрова яблоко было «налитое», а благодаря машинистке, которая печатала рукопись, стало «нагретым». Согласитесь, «нагретое яблоко» – менее банально, а значит, развивает воображение.
Обеспечивают пиар. В конце ХХ века опечатка сделала чрезвычайно эффективной рекламу бренда итальянской одежды: один московский журнал назвал его «пидером рынка». А очередной номер киевского строительного издания был раскуплен благодаря удачному сочетанию абсурда и осмысленности. В разделе «Монтаж черепицы» слетел шрифт, и бессвязный набор букв длиною в несколько абзацев заканчивался суровым приговором редакции: «В большинстве случаев другого способа монтажа не существует».
Подтверждают авторство. Некоторые судебные дела о защите авторских прав удалось выиграть только благодаря авторским опечаткам, бездумно скопированным плагиаторами. А разведчики во всем мире используют опечатки как условный сигнал, подтверждающий подлинность секретного донесения.
Дают начало традиции. Когда-то врач Гален написал о «сфекоидальной» (то есть похожей на осу) кости черепа. Но в научный обиход вошел другой термин: «сфеноидальная» (клиновидная) кость. А все потому, что древнеримский переписчик допустил ошибку.
Другой ошибке мы обязаны современным обозначением процентов. В 1685 году в Париже вышло из печати руководство по коммерческой арифметике. Его автор, Матье де ла Порт, обозначил проценты так, как тогда было принято: cto (сокращение от cento). Но наборщик принял это сочетание букв за дробь. Так появился знак %.
А в 1955 году опечатка дала начало новой рождественской традиции в США и Канаде. Одна из газет штата Колорадо напечатала рекламное объявление универмага, который предлагал детям позвонить на горячую линию и поговорить с самим Санта-Клаусом. К сожалению, в номере телефона допустили ошибку. И звонки стали поступать на секретный телефон командования Противовоздушной обороны (ПВО) Северной Америки. Военным так понравилось общаться с детьми, что они выделили для рождественской связи специальный телефон и с тех пор официально следят за перемещениями Санты (www.noradsanta.org).
И наконец, опечатки веселят читателей, а смех, как известно, продлевает жизнь. Так что читайте больше и смейтесь на здоровье!
©Татьяна Мачинская, 25 февраля 2013 года
Источник
Содержание темы:
Отбор методики преподавания и определение узловых вопросов изложения. расстановка акцентов в преподавании темы. Постановка вопросов. Отбор и применение иллюстративного материала. Определение последовательности изложения темы.
Методические рекомендации по изучению темы:
Тема «Восприятие» является теоретической темой, где формируются новые понятия студентов в системе отражения мира. Относясь к психическому процессу, где условный образ предмета, соединенный не механически из отдельных его свойств, восприятие требует особого методического подхода при определении последовательности и динамике передачи содержания учащимся по следующим причинам: во – первых, психический процесс следует за ощущением и имеет базовую основу последнего; во – вторых, восприятие – это уже комплексный психический процесс, более сложный и изощренный для человека. Он менее знаком студентам, чем ощущение. Следует применить проблемный метод обучения, объединение и вопросно-развивающую беседу.
Изучая тему, необходимо раскрыть следующие положения:
1. Важно с самого начала раскрыть учащимся сущность процесса восприятия и его отличие от ощущения. Ощущения отражают только отдельные качества предметов и явлений. Восприятия дают человеку образ всего предмета, всего явления в целом, в многообразии его свойств и качеств. В реальной действительности все свойства материи существуют только в предметах и неотделимы от них. Поэтому каждое наше ощущение мы соотносим с предметом, его вызвавшим. При воздействии предметов и явлений на анализаторы человека возникают различные ощущения. Между ними образуется прочная связь, лежащая в основе целостного отражения предметов. Восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Оно представляет собой сложный процесс, качественно отличный от ощущений, образующих его.
2. Образ предмета, возникающий в сознании человека, при восприятии, включает в себя, кроме отражения отдельных его свойств, прошлый опыт человека, знания о данном предмете, отношение к нему. Прошлый опыт — апперцепция — включает в себя как образы предметов и явлений, полученные человеком в прежних восприятиях, так и его знания о воспринимаемом предмете, сложившееся ранее отношение к нему, обусловленное направленностью личности. Восприятие — не пассивное, зеркальное отражение мира. Все воспринимаемое человеком преломляется,через особенности его личности, его потребности, интересы, чувства, психическое состояние в данный момент.
Полнота и точность восприятия, протекание самого процесса чувственного познания зависят от состояния личности, от некоторых особенностей ее характера, внимания и мышления. 3нание этой особенности восприятия важно, оно поможет им осознать смысл и значение многих методических приемов, с которыми учащиеся знакомятся на практике.
В связи с вопросом об апперцепции следует остановиться на том, что мы называем предвзятым мнением. С точки зрения психологии – это предопределенность восприятия человека. Часто мы, начиная читать книгу или воспринимая спектакль, имеем уже определенное отношение к воспринимаемому, сложившемуся на основании мнения других людей, и это определяет наше восприятие.
3. Одним из основных свойств восприятия является его целостность. Это свойство восприятия выражено в том, что при воздействии на нас предмета или явления в нашем сознании возникает его целостный образ во взаимоотношении составляющих его частей и сторон, находящихся в определенных взаимосвязях.
Какова психофизиологическая основа восприятия?
Восприятие, так же как и ощущение, имеет рефлекторную основу. В процессе восприятия мы реагируем не только на воздействие различных качеств и частей предмета, но и на отношения между ними (одну и ту же мелодию мы узнаем, если даже она исполнена на различных инструментах, в разных тональностях, так как воспринимаем звуки в определенных соотношениях).
Как связано восприятие с мышлением?
Восприятие надо рассматривать как процесс, в ходе которого образ воспринимаемого человеком предмета становится более отчетливым, полным и расчлененным. Такое уточнение и углубление знаний о мире в процессе восприятия достигается аналитико-синтетической деятельностью мышления в указанном процессе.
Два вида восприятия – восприятие как реакция схватывания и как реакция детального видения, – которое различал И.М.Сеченов, есть, в сущности, не виды восприятия, а начало и дальнейшее развитие процесса восприятия. Отражение предмета или явления, не расчлененное вначале восприятия путем анализа, выделения отдельных частей в целом, установления связей между ними, становится в дальнейшем ходе восприятия полным и точным отражением целого.
Нужно обратить внимание учащихся на значение действия в процессе восприятия, когда предмет выделяется как объект деятельности человека. Эта связь восприятия с действием особенно ясно выступает в формировании восприятия пространства. Оно совершается в процессе двигательного овладения пространством посредством хватательных движений и передвижения.
Психологические исследования показали, что без движения глаз по объекту сложное зрительное восприятие невозможно. Наблюдения за движением глаз человека, воспринимающего предмет или картину, показывают, что глаза движутся по воспринимаемому объекту, как бы ощупывая его, неоднократно возвращаясь к отдельным деталям и задерживаясь на них. Эти движения обеспечивают активный процесс анализа воспринимаемого объекта, выделения в нем тех сторон, которые соответствуют задаче, стоящей перед воспринимающим человеком.
4. Развитие восприятия теснейшим образом связано с развитием мышления. Мышление в процессе восприятия придает ему осмысленный характер. Осмысленность и обобщенность также являются свойствами восприятия человека. Воспринимая единичные предметы и явления, человек относит их к определенной группе, или категории, предметов, осознает единичное как частный случай общего. Эта обобщенность восприятия обеспечена словом-названием воспринимаемого предмета. Степень осмысленности и обобщенности восприятия различна у взрослого и у ребенка. Она зависит от уровня развития мышления, речи и опыта человека. Маленький ребенок воспринимает единичный предмет обособленно, не соотнося его с группой однородных предметов. В процессе развития мышления и речи меняется и характер восприятия ребенка: оно становится все более осмысленным и обобщенным.
5. Избирательный характер восприятия обусловлен свойствами самого воспринимаемого объекта (окраской, четкостью контура и т. д.), условиями, в которых происходит восприятие, содержанием личности воспринимающего человека — его направленностью, интересами, опытом, задачей, стоящей перед человеком в момент восприятия.
6. Вопрос об иллюзиях – ошибках восприятия — нельзя рассматривать отдельно от его особенностей. Иллюзию могут вызвать сложившееся ранее отношение человека к воспринимаемому, недостаток опыта и специальных знаний, неумение правильно установить соотношение частей в целом при восприятии.
7. Восприятие времени и пространства надо рассматривать в связи с общими закономерностями этого процесса. В развитии данных видов восприятия особенно ясно выступает опосредованность восприятия накопленным опытом и знаниями воспринимающего, человека.
8. Важным в этой теме является вопрос о наблюдении и развитии наблюдательности как свойства личности.
Восприятие человека всегда связано с его деятельностью и включено в нее. Целенаправленные действия требуют преднамеренного, активного восприятия. В деятельности возникает и развивается умение воспринимать целенаправленно, планомерно, систематически. Восприятие само становится целенаправленной деятельностью — наблюдением. Умение наблюдать связано с развитием воли, проявляющейся в произвольном, устойчивом внимании к воспринимаемому явлению. Умение наблюдать требует постановки цели, желаемой и понятной. В итоге систематически проводимых наблюдений формируется такая важная черта личности, как наблюдательность — умение по внешним признакам судить о том, что скрыто от непосредственного восприятия (например, по выражению лица, интонации голоса судить о внутреннем состоянии человека). Наблюдательность есть основа такого морального качества, как чуткость.
Вопрос о наблюдении (процессе целенаправленного, организованного восприятия) и наблюдательности (черте личности) имеет большое воспитательное значение. Учащимся необходимо понять, что умение наблюдать, наблюдательность — необходимое качество личности преподавателя, и поэтому, готовясь к своей будущей деятельности, они должны развивать в себе эти качества.
Вопросы – задачи.
1. Зная закономерности восприятия, объясните, почему мы редко замечаем опечатки при чтении художественной литературы?
2. Какое значение для восприятия имеют подписи под картинками в детских книгах?
3. Для чего ошибки в тетрадях учитель исправляет красными чернилами?
4. Как полагает восприятию интонация голоса учителя при объяснении нового учебного материала?
5. С какой целью учитель проводит предварительную беседу перед чтением нового текста?
6. В одном из рассказов Конан Дойля о Шерлоке Холмсе приводится такой разговор Холмса с доктором Ватсоном:
« – … Сколько раз вы видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?
– Часто.
– Как часто?
– Ну, несколько сот раз.
– Отлично. Сколько же там ступенек?
– Сколько ступенек? Понятия не имею!
– Вот-вот, не заметили. А между тем вы видели!
В этом вся суть. Ну, а я знаю, что ступенек семнадцать …»
Источник