Атомы каких элементов содержатся в водном растворе поваренной соли
В уроке 9 «Ионы в водном растворе» из курса «Химия для чайников» рассмотрим растворение соли в воде, а также электролиз растворов и расплавов солей; познакомимся с законами Фарадея для электролиза и научимся находить продукты электролиза. Базой знаний для данного урока послужит материал из урока 8 «строение солей».
Растворение соли в воде
Из прошлого урока нам известно, что соли трудно расплавить и еще сложнее довести ее до кипения, однако, полярные жидкости, такие как вода, способны растворять соли без особых усилий, поскольку неполные положительные и отрицательные заряды на атомах полярных молекул воды в какой-то мере заменяют собой положительные и отрицательные ионы в кристаллической решетке соли. Другими словами, молекулы воды помогают разрушить кристалл соли.
Из рисунка видно, что происходит с положительными и отрицательными ионами при растворении в воде кристалла поваренной соли NaCl. Каждый ион Na+ окружается молекулами воды, которые обращены к нему отрицательно заряженными атомами кислорода. То же самое происходит с ионами Cl—, которые окружаются молекулами воды, обращенными к нему своими положительно заряженными атомами водорода. Ионы из кристалла соли оказываются гидратированными, а сам процесс присоединения молекул воды к ионам получил название — гидратация. Если в результате процесса гидратации устойчивость ионов, переходящих в раствор, становится больше их устойчивости в кристаллической решетке, то происходит растворение соли в воде. Хлорид натрия является отличным примером растворимой соли. И, наоборот, если энергия гидратации слишком мала, то кристалл является более устойчивой формой и не растворяется в воде. Примером таких нерастворимых солей является сульфат бария (BaSO4) и хлорид серебра (AgCl). Когда кристалл растворяется, он не просто распадается на ионы, а разъединяется на ионы молекулами жидкости, в которой происходит растворение. Неполярные жидкости (например, бензин С8H18) НЕ способны разъединять ионы в кристаллической решетке солей.
Электролиз растворов и расплавов солей
Металлы хорошо проводят ток — это знает каждый школьник. Электропроводность в металлах вызвана перемещением электронов в них, но ионы металла остаются неподвижными. Хотя кристаллы солей не проводят ток, зато растворы и расплавы солей это умеют и практикуют, так как анионы (отрицательные ионы) и катионы (положительные ионы) могут направленно перемещаться в противоположные направления, если приложить напряжение. Подвижность ионов соли оказывается еще большей, если она подверглась процессу гидратации.
Давным-давно английский ученый Майкл Фарадей расплавил соль (нагрев ее выше 801ºС), затем погрузил в расплав два электрода (катод и анод), а после взял и пропустил электрический ток через расплавленную соль. После этих манипуляций он обратил внимание что на электродах начали протекать химические реакции: ионы натрия начали мигрировать к катоду (где электроны поступают в расплав) и восстанавливаться там до металлического натрия
- Na+ + e— (с катода) → Na
Хлорид-ионы мигрируют в другом направлении-в сторону анода, отдают ему свои избыточные электроны и окисляются до газообразного хлора
- Cl— → ½Cl2 + e—
Все это можно изобразить с помощью полной реакции, которая представляет собой разделение NaCl на составляющие его элементы:
- Na+ + Cl— → Na + ½Cl2
Весь процесс получил название электролиз, что означает «разрыв на части при помощи электричества». Для электролиза не обязательно расплавлять соль, можно также использовать обычный водный раствор соли, ведь подвижность ионов оказывается еще большей, если соль подверглась процессу гидратации. Но тогда полная реакция будет выглядеть иначе, и на катоде будет выделяться не металлический натрий, а газообразный водород:
- Na+ + Cl— + H2O → Na+ + ½Cl2 + ½H2 + OH—
Надеюсь, что вам стало интересно, почему продуктом электролиза водного раствора является не Na (как это было в расплавленной соли), а ½H2. Объясняется просто: часть молекул H2O диссоциируют на ионы H+ и OH—. Поскольку ион H+ обладает большим сродством к электрону (то есть сильнее его притягивает), нежели ион Na+, то ионы H+ первыми достигают катода, где незамедлительно восстанавливают недостающий электрон и превращаются из иона в полноценный газ H2, а ионы Na+ так и остаются в растворе.
Вот вам плюшка с продуктами электролиза водного раствора солей, может пригодится — может нет, но лучше законспектируйте:
А Фарадей тем временем не сидел без дела, а наблюдал, проводил опыты, использовал другие электролиты, увеличивал-уменьшал заряд и опять наблюдал. В конце концов он заметил взаимосвязь между количеством подаваемого электричества и количеством получаемых веществ. Установленные им закономерности называются законы Фарадея для электролиза. Сформулируем их:
- Пропускание одного и того же электрического заряда через электролитическую ячейку всегда приводит к количественно одинаковому химическому превращению в данной реакции. Масса элемента, выделяемого на электроде, пропорциональна количеству заряда, пропущенному через электролитическую ячейку.
- Для выделения на электроде 1 моля вещества, которое в процессе электрохимической реакции приобретает или теряет 1 электрон, необходимо пропустить через ячейку 96485 кулонов (Кл) электричества. Если в реакции принимает участие N электронов, для выделения моля продукта необходимо N·96485 Кл электричества.
Количество электричества, равное 96485 Кл, получило название 1 фарадей и обозначается символом F. Законы Фарадея становятся очевидными, если принять во внимание, что 1 F — это просто заряд 1 моля электронов, т.е. 6,022 1023 электронов. Множитель 6,022-1023, позволяющий переходить от индивидуальных молекул к молям вещества, одновременно позволяет перейти и от 1 электронного заряда к 1 F электрического заряда. Разумеется, в свое время Фарадей ничего не знал ни о числе Авогадро, ни о заряде электрона. Однако из проведенных экспериментов он смог сделать вывод, что заряды на ионах кратны некоторой элементарной единице заряда, так что 96485 Кл электричества соответствуют 1 молю таких единиц. Термин электрон впервые появился в 1881 г.; его ввел английский физик Дж.Стоней для обозначения элементарной единицы ионного заряда. Применять термин «электрон» к реальной отрицательно заряженной частице начали спустя еще 10 лет.
1 пример. Запишите уравнения реакций, протекающих при пропускании электрического тока через расплавленную соль NaCl. Сколько граммов натрия и хлора выделится при пропускании 1 F электричества через электролитическую ячейку?
Решение: Уравнение реакции, протекающей на катоде: Na+ + е— → Na, а уравнение 1 анодной реакции: Сl— → Cl2 + е—. Когда через расплавленную соль NaCl проходит 1 моль электронов (1 F), каждый электрон восстанавливает 1 ион натрия, в результате чего образуется 1 моль атомов натрия. Следовательно, на катоде выделяется 22,990 г Na. На аноде происходит удаление 1 моля электронов от 1 моля хлорид-ионов, после чего остается 1 моль атомов хлора, которые попарно соединяются, образуя 1/2 моля молекул Сl2. Следовательно, масса газообразного хлора, выделяющегося на аноде, должна быть равна 35,453 г (что равно атомной массе Сl, или половине молекулярной массы Сl).
Пример 2. Сколько граммов металлического магния и газообразного хлора выделяется при пропускании 1 F электричества через электролитическую ячейку с расплавленным хлоридом магния, MgCl2?
Решение: На катоде происходит реакция Mg2+ + 2е— → Mg, а на аноде — реакция 2Сl— → Сl2 + 2е—. Поскольку для восстановления каждого иона Mg2+ необходимо 2 электрона, 1 моля электронов хватит только для восстановления половины моля ионов магния, таким образом на катоде должно выделиться 12,153 г магния. (Атомная масса магния равна 24,305 г/моль.) Как и в примере 1, на аноде окислится 1 моль ионов Сl— и выделится половина моля, т.е. 35,453 г, газообразного Сl2.
Пример 3. Основным промышленным способом получения металлического алюминия является электролиз расплавленных солей, содержащих ионы Аl3 +. Определите величину электрического заряда, в фарадеях и кулонах, который должен быть пропущен через расплав для получения 1 кг металла.
Решение: 1 кг алюминия содержит 1000 г / 26,98 г·моль-1 = 37,06 моля атомов. Поскольку на выделение каждого атома алюминия необходимо 3 электрона, на 37,06 моля атомов потребуется 3·37,06 = 111,2 моля электронов. Это количество электричества эквивалентно 111,2F, или 10 730 000 Кл.
Надеюсь урок 9 «Ионы в водном растворе» был познавательным и понятным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии. Если вопросов нет, то переходите к уроку 10 «Ионы в газе».
Источник
Ïèùåâàÿ ïîâàðåííàÿ ñîëü – óíèâåðñàëüíûé ìèíåðàëüíûé ïðîäóêò, êîòîðûé øèðîêî ïðèìåíÿåòñÿ â êóëèíàðèè, ìåäèöèíå, êîñìåòîëîãèè è æèâîòíîâîäñòâå ñ äðåâíèõ âðåìåí.
Âåùåñòâî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé èçìåëü÷åííûå ïðîçðà÷íûå êðèñòàëëû ñ âûðàæåííûì âêóñîì è áåç çàïàõà.  çàâèñèìîñòè îò ÷èñòîòû, â ñîîòâåòñòâèè ñ ÃÎÑÒ Ð 51574-2000, âûäåëÿþò ÷åòûðå ñîðòà: ýêñòðà, âûñøèé, ïåðâûé è âòîðîé.
Ñîëü ìîæåò áûòü ìåëêîãî è êðóïíîãî ïîìîëà, â âåùåñòâå ìîãóò ïðèñóòñòâîâàòü ðàçëè÷íûå äîáàâêè (éîä è äðóãèå ìèíåðàëû). Îíè ïðèäàþò áåñöâåòíûì êðèñòàëëàì ñåðîâàòûé, æåëòûé èëè äàæå ðîçîâûé îòòåíîê.
Ñóòî÷íàÿ ïîòðåáíîñòü ñîëè äëÿ ÷åëîâåêà – 11 ãðàìì, òî åñòü ïðèìåðíî îäíà ÷àéíàÿ ëîæêà.  æàðêîì êëèìàòå íîðìà âûøå – 25-30 ãðàìì.
Ïèùåâàÿ öåííîñòü ñîëè:
 100 ãðàììàõ ñîäåðæèòñÿ: | ãðàìì | % îò íîðìû |
---|---|---|
Êàëîðèè | 0 | 0 |
Áåëêè | 0 | 0 |
Æèðû | 0 | 0 |
Óãëåâîäû | 0 | 0 |
Ïèùåâûå âîëîêíà | 0 | 0 |
Âîäà | 0,2 | 0,01 |
Ïèùåâàÿ ñîëü íåîáõîäèìà äëÿ ïðàâèëüíîé ðàáîòû ëþáîãî îðãàíèçìà, íî î÷åíü âàæíî ñîáëþäàòü ðåêîìåíäóåìóþ äîçèðîâêó. Íåäîñòàòîê èëè èçáûòîê âåùåñòâà ìîãóò ïðèíåñòè ñóùåñòâåííûé âðåä çäîðîâüþ. Äàâàéòå ðàçáåðåìñÿ, ÷åì ïîëåçåí è ÷åì âðåäåí NaCl, êàê åãî ïðîèçâîäÿò è ãäå èñïîëüçóþò.
Õèìè÷åñêèé ñîñòàâ ïèùåâîé ñîëè
Ôîðìóëà ïèùåâîé ñîëè èçâåñòíà êàæäîìó øêîëüíèêó – NaCl. Íî àáñîëþòíî ÷èñòûé íàòðèé õëîð âû íå âñòðåòèòå íè â ïðèðîäå, íè â ïðîäàæå.  âåùåñòâå ñîäåðæèòñÿ îò 0,3 äî 1% ðàçëè÷íûõ ìèíåðàëüíûõ ïðèìåñåé.
Ñîñòàâ ïîâàðåííîé ïèùåâîé ñîëè ðåãëàìåíòèðîâàí ÃÎÑÒîì Ð 51574-2000, êîòîðûé ìû óæå óïîìèíàëè âûøå. Íîðìàòèâû:
Íàèìåíîâàíèå ïîêàçàòåëÿ | Ýêñòðà | Âûñøèé ñîðò | Ïåðâûé ñîðò | Âòîðîé ñîðò |
---|---|---|---|---|
Õëîðèñòûé íàòðèé,%, íå ìåíåå | 99,70 | 98,40 | 97,70 | 97,00 |
Êàëüöèé-èîí,%, íå áîëåå | 0,02 | 0,35 | 0,50 | 0,65 |
Ìàãíèé-èîí,%, íå áîëåå | 0,01 | 0,05 | 0,10 | 0,25 |
Ñóëüôàò-èîí,%, íå áîëåå | 0,16 | 0,80 | 1,20 | 1,50 |
Êàëèé-èîí,%, íå áîëåå | 0,02 | 0,10 | 0,10 | 0,20 |
Îêñèä æåëåçà(III) ,%, íå áîëåå | 0,005 | 0,005 | 0,010 | |
Ñóëüôàò íàòðèÿ,%, íå áîëåå | 0,20 | Íå íîðìèðóåòñÿ | ||
Íåðàñòâîðèìûé îñòàòîê,%, íå áîëåå | 0,03 | 0,16 | 0,45 | 0,85 |
Ïî ýòîìó æå ÃÎÑÒó ñîëü ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé êðèñòàëëè÷åñêèé ñûïó÷èé ïðîäóêò áåç ïðèìåñåé, çà èñêëþ÷åíèåì ñâÿçàííûõ ñ åãî ïðîèçâîäñòâîì. Íàòðèé õëîð èìååò ñîëåíûé âêóñ áåç ïîñòîðîííèõ ïðèâêóñîâ.  ñîëè âûñøåãî, ïåðâîãî è âòîðîãî ñîðòà ìîãóò íàõîäèòüñÿ òåìíûå ÷àñòèöû, â ïðåäåëàõ ñîäåðæàíèÿ îêñèäà æåëåçà è íåðàñòâîðèìîãî â âîäå îñòàòêà.
Ïðîèçâîäñòâî ïèùåâîé ñîëè
Ñïîñîáû äîáû÷è õëîðèäà íàòðèÿ ïðàêòè÷åñêè íå èçìåíèëèñü ñ äðåâíèõ âðåìåí, ïðè÷åì ïðîèçâîäñòâî âåùåñòâà èìååòñÿ ïðàêòè÷åñêè â êàæäîé ñòðàíå. Íàçîâåì îñíîâíûå ñïîñîáû:
- Âûïàðèâàíèå â ñïåöèàëüíûõ ðåçåðâóàðàõ ìîðñêîé âîäû.  äàííîì ñëó÷àå â ñîñòàâå îáû÷íî âõîäèò ìíîæåñòâî ïîëåçíûõ ýëåìåíòîâ, â òîì ÷èñëå éîä.
- Äîáû÷à èç íåäð çåìëè â êàðüåðàõ è øàõòàõ – òàêîå âåùåñòâî ïî÷òè íå ñîäåðæèò âëàãè è ïðèìåñåé.
- Âûìûâàíèå è âûïàðèâàíèå ñîëÿíîãî ðàñòâîðà, òàêèì îáðàçîì ïðîèçâîäÿò ñîëü ñîðòà «Ýêñòðà», îíà îòëè÷àåòñÿ íàèâûñøåé ñòåïåíüþ î÷èñòêè.
- Ñîáèðàíèå ñî äíà ñîëÿíûõ îçåð, òàê ïîëó÷àþò ñàìîñàäî÷íóþ ñîëü, êîòîðàÿ êàê è ìîðñêàÿ, ñîäåðæèò íåìàëî íåîáõîäèìûõ îðãàíèçìàì ìèíåðàëüíûõ ýëåìåíòîâ.
Âèäû ñîëè
Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî âèäîâ ñîëè. Ñðåäè íèõ åñòü, ìîæíî ñêàçàòü, êëàññè÷åñêèé è ýêçîòè÷åñêèå. Ïåðâûå äàâíî âîøëè â íàø ðàöèîí. Îíè èçäàâíà è ïî ñåé äåíü ïðèìåíÿþòñÿ ïðè ïðèãîòîâëåíèè ïèùè è ñîçäàíèè ðàçëè÷íûõ ëåêàðñòâåííûõ è êîñìåòè÷åñêèõ ñðåäñòâ:
- Êàìåííàÿ ñîëü – îáû÷íàÿ ñîëü áåç îñîáûõ ïðèìåñåé.
- Éîäèðîâàííàÿ ñîëü – íàòðèé õëîð, êîòîðûé èñêóññòâåííî îáîãàùàþò éîäîì, îí î÷åíü ïîïóëÿðåí â ðåãèîíàõ, ãäå ëþäè ñòðàäàþò éîäîäåôèöèòîì.
- Ôòîðèðîâàííàÿ ñîëü – îáîãàùàåòñÿ ôòîðîì ïîëåçíà äëÿ çóáîâ.
- Äèåòè÷åñêàÿ ñîëü îòëè÷àåòñÿ ñíèæåííûì ñîäåðæàíèåì íàòðèÿ, èç-çà ÷åãî èìååò íåìíîãî äðóãîé âêóñ.
Ýêçîòè÷åñêèå âèäû ñîëè èñïîëüçóþòñÿ â ðàçíûõ êóõíÿõ ìèðà, ñðåäè íèõ âóëêàíè÷åñêàÿ èíäèéñêàÿ ñîëü, ãèìàëàéñêàÿ ðîçîâàÿ, ôðàíöóçñêàÿ êîï÷åíàÿ è ìíîãèå äðóãèå. Òàêèå ïðîäóêòû îòëè÷àþòñÿ îòòåíêàìè è íàëè÷èåì ñïåöèôè÷åñêèõ ïðèâêóñîâ.
Ïîëåçíûå ñâîéñòâà
Ñîëü íå âûðàáàòûâàåòñÿ îðãàíèçìîì ñàìîñòîÿòåëüíî, íî èìååò î÷åíü âàæíîå çíà÷åíèå â îáìåííûõ ïðîöåññàõ. Õëîð íóæåí äëÿ ñèíòåçà ñîëÿíîé êèñëîòû â æåëóäêå, à òàêæå äðóãèõ âåùåñòâ, êîòîðûå îòâå÷àþò çà ðàñùåïëåíèå æèðà. À íàòðèé îáåñïå÷èâàåò êîððåêòíóþ ðàáîòó ìûøö è íåðâíîé ñèñòåìû, îí âëèÿåò íà ñîñòîÿíèå êîñòåé è óñâîåíèå ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ òîëñòûì êèøå÷íèêîì.
Ñîëü ó÷àñòâóåò â îáìåííûõ ïðîöåññàõ íà óðîâíå êëåòîê, áëàãîäàðÿ åé òêàíè ïîëó÷àþò íåîáõîäèìîå êîëè÷åñòâî ýëåìåíòîâ. Íàòðèåâî-êàëèåâîå ñîåäèíåíèå îòâå÷àåò çà ïðîíèêíîâåíèå àìèíîêèñëîò è ãëþêîçû ÷åðåç êëåòî÷íóþ ìåìáðàíó.
Êðîìå òîãî, ïèùåâàÿ ñîëü îáëàäàåò îòëè÷íûìè àíòèáàêòåðèàëüíûìè ñâîéñòâàìè. Îíà ÿâëÿåòñÿ ýôôåêòèâíûì çàùèòíèêîì îò âðåäîíîñíûõ áàêòåðèé.
Åùå îäíî ïîëåçíîå ñâîéñòâî õëîðèäà íàòðèÿ ñîñòîèò â òîì, ÷òî îí óñèëèâàåò âêóñ ïðîäóêòîâ, ñïîñîáñòâóÿ óâåëè÷åíèþ óäîâîëüñòâèÿ îò èõ ïîòðåáëåíèÿ è àïïåòèòó.
Ïðèìåíåíèå ïîâàðåííîé ñîëè
Ïðîäóêò øèðîêî èñïîëüçóþò â ðàçëè÷íûõ îáëàñòÿõ. Îäíà èç ñàìûõ ïîïóëÿðíûõ ñôåð ïðèìåíåíèÿ – êóëèíàðèÿ. Çäåñü ñîëü – ýòî âàæíàÿ ñîñòàâëÿþùàÿ ïðàêòè÷åñêè âñåõ áëþä. Îíà âõîäèò â ñîñòàâ ìÿñíûõ è îâîùíûõ êóøàíèé, îñíîâíûõ áëþä è äåñåðòîâ.
Êðîìå òîãî, ñ åå ïîìîùüþ êîíñåðâèðóþò ïðîäóêòû, è äëÿ ïðèäàíèÿ îñîáîãî âêóñà, è äëÿ ñîõðàíåíèÿ èõ äî ñëåäóþùåãî óðîæàÿ. Õëîðèñòûé íàòðèé óáèâàåò áàêòåðèè, áëàãîäàðÿ ÷åìó çàñîëåííàÿ åäà äîëãîå âðåìÿ îñòàåòñÿ ïðèãîäíîé äëÿ óïîòðåáëåíèÿ.
Åùå îäíà çíà÷èòåëüíàÿ ñôåðà èñïîëüçîâàíèÿ ïèùåâîé ñîëè – ìåäèöèíà (ñþäà òàêæå ìîæíî âêëþ÷èòü êîñìåòîëîãèþ). Íà îñíîâå ñîëÿíûõ ðàñòâîðîâ ãîòîâÿòñÿ ðàçëè÷íûå ïðåïàðàòû. Êðîìå òîãî, ñàìî âåùåñòâî èñïîëüçóþò äëÿ òîãî, ÷òîáû óëó÷øèòü ñîñòîÿíèå ÷åëîâåêà èëè æèâîòíîãî.
Ïðè ïðîñòóäàõ, àíãèíå è äðóãèõ çàáîëåâàíèÿõ âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé ÷àñòî ðåêîìåíäóþò ïåðèîäè÷åñêèå ñîëåâûå ïîëîñêàíèÿ. ×òîáû èçáàâèòüñÿ îò çàòÿæíîãî íàñìîðêà è èçáåæàòü ãàéìîðèòà, âðà÷è ñîâåòóþò äåëàòü ïðîãðåâàíèÿ: ñîëü íàñûïàþò â ìåøî÷åê è ïîäîãðåâàþò íà ñêîâîðîäå, çàòåì ìåøî÷åê ïðèêëàäûâàþò ê ïåðåíîñèöå.
Íàòðèé õëîð èñïîëüçóþò äëÿ óêðåïëåíèÿ íîãòåé, à òàêæå äëÿ ïðèãîòîâëåíèÿ êîñìåòè÷åñêèõ ñðåäñòâ.
Âðåä è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ
Çëîóïîòðåáëåíèå ïèùåâîé ñîëüþ ìîæåò ïðèâåñòè ê íåïðèÿòíûì ïîñëåäñòâèÿì. Èçáûòîê íàòðèé õëîðà ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåíèþ äàâëåíèÿ, ðàçâèòèþ çàáîëåâàíèé ïî÷åê è ñåðäå÷íîñîñóäèñòîé ñèñòåìû. Îí ïðèâîäèò ê ïîÿâëåíèþ ãîëîâíûõ áîëåé, îòå÷íîñòè, à êðîìå òîãî, ê íåïðàâèëüíîé ðàáîòå íåðâíîé ñèñòåìû.
Áîëüøîå êîëè÷åñòâî ñîëè â îðãàíèçìå ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ êàòàðàêòû è ìíîãèõ äðóãèõ íåäóãîâ.
Ñëåäóåò ñíèçèòü óïîòðåáëåíèå ñîëè ïðè çàáîëåâàíèÿõ ïå÷åíè, ïî÷åê, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, îæèðåíèè, ðåâìàòèçìå è âîñïàëèòåëüíûõ ïðîöåññàõ.
Íóæíî ïîíèìàòü, ÷òî ñàìà ïî ñåáå ñîëü íå òîêñè÷íà, íî ñ íåé, êàê è ñ ëþáûì äðóãèì âåùåñòâîì, íå ñòîèò ïåðåáàðùèâàòü.
Íåäîñòàòîê ñîëè òàêæå ìîæåò ïëîõî ñêàçàòüñÿ íà ðàçâèòèè è ôóíêöèîíèðîâàíèè îðãàíèçìà.  ýòîì ñëó÷àå ìîãóò âîçíèêíóòü çíà÷èòåëüíûå ïðîáëåìû ñ ïèùåâàðåíèåì, ðàáîòîé ìûøö, êðîâåíîñíîé è íåðâíîé ñèñòåìû.
Ñòàðàéòåñü ïîääåðæèâàòü áàëàíñ è íå óïîòðåáëÿòü ñîëè ìåíüøå èëè áîëüøå ñóòî÷íîé íîðìû.
Íàøà ïðîäóêöèÿ
← Âåðíóòüñÿ ê ñïèñêó
Источник
Перед изучением этого раздела рекомендую прочитать следующую статью:
Классификация неорганических веществ
Соли – это сложные вещества, которые состоят из катионов металлов и анионов кислотных остатков.
1. Соли можно получить взаимодействием кислотных оксидов с основными.
кислотный оксид + основный оксид = соль
Например, оксид серы (VI) реагирует с оксидом натрия с образованием сульфата натрия:
SO3 + Na2O → Na2SO4
2. Взаимодействие кислот с основаниями и амфотерными гидроксидами. При этом щелочи взаимодействуют с любыми кислотами: и сильными, и слабыми.
Щелочь + любая кислота = соль + вода
Например, гидроксид натрия реагирует с соляной кислотой:
HCl + NaOH → NaCl + H2O
При взаимодействии щелочей с избытком многоосновной кислоты образуются кислые соли.
Например, гидроксид калия взаимодействует с избытком фосфорной кислоты с образованием гидрофосфата калия или дигидрофосфата калия:
H3PO4 + KOH → KH2PO4 + H2O
H3PO4 + 2KOH → K2HPO4 + 2H2O
Нерастворимые основания реагируют только с растворимыми кислотами.
Нерастворимое основание + растворимая кислота = соль + вода
Например, гидроксид меди (II) реагирует с серной кислотой:
H2SO4 + Cu(OH)2 → CuSO4 + 2H2O
Все амфотерные гидроксиды — нерастворимые. Следовательно, они ведут себя как нерастворимые основания при взаимодействии с кислотами:
Амфотерный гидроксид + растворимая кислота = соль + вода
Например, гидроксид цинка (II) реагирует с соляной кислотой:
2HCl + Zn(OH)2 → CuCl2 + 2H2O
Также соли образуются при взаимодействии аммиака с кислотами (аммиак проявляет основные свойства).
Аммиак + кислота = соль
Например, аммиак реагирует с соляной кислотой:
NH3 + HCl → NH4Cl
3. Взаимодействие кислот с основными оксидами и амфотерными оксидами. При этом растворимые кислоты взаимодействуют с любыми основными оксидами.
Растворимая кислота + основный оксид = соль + вода
Растворимая кислота + амфотерный оксид = соль + вода
Например, соляная кислота реагирует с оксидом меди (II):
2HCl + CuO → CuCl2 + H2O
4. Взаимодействие оснований с кислотными оксидами. Сильные основания взаимодействуют с любыми кислотными оксидами.
Щёлочь + кислотный оксид → соль + вода
Например, гидроксид натрия взаимодействует с углекислым газом с образованием карбоната натрия:
2NaOH + CO2 → Na2CO3 + H2O
При взаимодействии щелочей с избытком кислотных оксидов, которым соответствуют многоосноосновные кислоты, образуются кислые соли.
Например, при взаимодействии гидроксида натрия с избытком углекислого газа образуется гидрокарбонат натрия:
NaOH + CO2 → NaHCO3
Нерастворимые основания взаимодействуют только с кислотными оксидами сильных кислот.
Например, гидроксид меди (II) взаимодействует с оксидом серы (VI), но не вступает в реакцию с углекислым газом:
Cu(OH)2 + CO2 ≠
Cu(OH)2 + SO3 → CuSO4 + H2O
5. Соли образуются при взаимодействии кислот с солями. Нерастворимые соли взаимодействуют только с более сильными кислотами (более сильная кислота вытесняет менее сильную кислоту из соли). Растворимые соли взаимодействуют с растворимыми кислотами, если в продуктах реакции есть осадок, газ или вода или слабый электролит.
Например: карбонат кальция CaCO3 (нерастворимая соль угольной кислоты) может реагировать с более сильной серной кислотой.
CaCO3 + H2SO4 → CaSO4 + 2H2O + CO2
Силикат натрия (растворимая соль кремниевой кислоты) взаимодействует с соляной кислотой, т.к. в ходе реакции образуется нерастворимая кремниевая кислота:
Na2SiO3 + 2HCl → H2SiO3↓ + 2NaCl
6. Соли можно получить окислением оксидов, других солей, металлов и неметаллов (в щелочной среде) в водном растворе кислородом или другими окислителями.
Например, кислород окисляет сульфит натрия до сульфата натрия:
2Na2SO3 + O2 → 2Na2SO4
7. Еще один способ получения солей — взаимодействие металлов с неметаллами. Таким способом можно получить только соли бескислородных кислот.
Например, сера взаимодействует с кальцием с образованием сульфида кальция:
Ca + S → CaS
8. Соли образуются при растворении металлов в кислотах. Минеральные кислоты и кислоты-окислители (азотная кислота, серная концентрированная кислота) реагируют с металлами по-разному.
Кислоты-окислители реагируют с металлами с образованием продуктов восстановления азота и серы. Водород в таких реакциях не выделяется!
Минеральные кислоты реагируют по схеме:
металл + кислота → соль + водород
При этом с кислотами реагируют только металлы, расположенные в ряду активности левее водорода. А образуется соль металла с минимальной степенью окисления.
Например, железо растворяется в соляной кислоте с образованием хлорида железа (II):
Fe + 2HCl → FeCl2 + H2
9. Соли образуются при взаимодействии щелочей с металлами в растворе и расплаве. При этом протекает окислительно-восстановительная реакция, в растворе образуется комплексная соль и водород, в расплаве — средняя соль и водород.
! Обратите внимание! С щелочами в растворе реагируют только те металлы, у которых оксид с минимальной положительной степенью окисления металла амфотерный!
Например, железо не реагирует с раствором щёлочи, оксид железа (II) — основный. А алюминий растворяется в водном растворе щелочи, оксид алюминия — амфотерный:
2Al + 2NaOH + 6H2+O = 2Na[Al+3(OH)4] + 3H20
10. Соли образуются при взаимодействии щелочей с неметалами. При этом протекают окислительно-восстановительные реакции. Как правило, неметаллы диспропорционируют в щелочах. Не реагируют с щелочами кислород, водород, азот, углерод и инертные газы (гелий, неон, аргон и др.):
NaOH +О2 ≠
NaOH +N2 ≠
NaOH +C ≠
Сера, хлор, бром, йод, фосфор и другие неметаллы диспропорционируют в щелочах (т.е. самоокисляются-самовосстанавливаются).
Например, хлор при взаимодействии с холодной щелочью переходит в степени окисления -1 и +1:
2NaOH +Cl20 = NaCl— + NaOCl+ + H2O
Хлор при взаимодействии с горячей щелочью переходит в степени окисления -1 и +5:
6NaOH +Cl20 = 5NaCl— + NaCl+5O3 + 3H2O
Кремний окисляется щелочами до степени окисления +4.
Например, в растворе:
2NaOH + Si0 + H2+O= Na2Si+4O3 + 2H20
Фтор окисляет щёлочи:
2F20 + 4NaO-2H = O20 + 4NaF— + 2H2O
Более подробно про эти реакции можно прочитать в статье Окислительно-восстановительные реакции.
11. Соли образуются при взаимодействии солей с неметалами. При этом протекают окислительно-восстановительные реакции. Один из примеров таких реакций — взаимодействие галогенидов металлов с другими галогенами. При этом более активный галоген вытесняет менее активный из соли.
Например, хлор взаимодействует с бромидом калия:
2KBr +Cl2 = 2KCl + Br2
Но не реагирует с фторидом калия:
KF +Cl2 ≠
1. В водных растворах соли диссоциируют на катионы металлов Ме+ и анионы кислотных остатков. При этом растворимые соли диссоциируют почти полностью, а нерастворимые соли практически не диссоциируют, либо диссоциируют только частично.
Например, хлорид кальция диссоциирует почти полностью:
CaCl2 → Ca2+ + 2Cl–
Кислые и основные соли диссоциируют cтупенчато. При диссоциации кислых солей сначала разрываются ионные связи металла с кислотными остатком, затем диссоциирует кислотный остаток кислой соли на катионы водорода и анион кислотного остатка.
Например, гидрокарбонат натрия диссоциирует в две ступени:
NaHCO3 → Na+ + HCO3–
HCO3– → H+ + CO32–
Основные соли также диссоциируют ступенчато.
Например, гидроксокарбонат меди (II) диссоциирует в две ступени:
(CuOH)2CO3 → 2CuOH+ + CO32–
CuOH+ → Cu2+ + OH–
Двойные соли диссоциируют в одну ступень.
Например, сульфат алюминия-калия диссоциирует в одну ступень:
KAl(SO4)2 → K+ + Al3+ + 2SO42–
Смешанные соли диссоциируют также одноступенчато.
Например, хлорид-гипохлорид кальция диссоциирует в одну ступень:
CaCl(OCl) → Ca2+ + Cl— + ClO–
Комплексные соли диссоциируют на комплексный ион и ионы внешней сферы.
Например, тетрагидроксоалюминат калия распадается на ионы калия и тетрагидроксоалюминат-ион:
K[Al(OH)4] → K+ + [Al(OH)4]–
2. Соли взаимодействуют с кислотными и амфотерными оксидами. При этом менее летучие оксиды вытесняют более летучие при сплавлении.
соль1 + амфотерный оксид = соль2 + кислотный оксид
соль1 + твердый кислотный оксид = соль2 + кислотный оксид
соль + основный оксид ≠
Например, карбонат калия взаимодействует с оксидом кремния (IV) с образованием силиката калия и углекислого газа:
K2CO3 + SiO2 → CuSiO3 + CO2↑
Карбонат калия также взаимодействует с оксидом алюминия с образованием алюмината калия и углекислого газа:
K2CO3 + Al2O3 → 2KAlO2 + CO2↑
3. Соли взаимодействуют с кислотами. Закономерности взаимодействия кислот с солями уже рассмотрены в данной статье в разделе «Получение солей».
4. Растворимые соли взаимодействуют с щелочами. Реакция возможна, только если образуется газ, осадок, вода или слабый электролит, поэтому с щелочами взаимодействуют, как правило, соли тяжелых металлов или соли аммония.
Растворимая соль + щелочь = соль2 + основание
Например, сульфат меди (II) взаимодействует с гидроксидом калия, т.к. образуется осадок гидроксида меди (II):
CuSO4 + 2KOH → Cu(OH)2 + K2SO4
Хлорид аммония взаимодействует с гидроксидом натрия:
(NH4)2SO4 + 2KOH → 2NH3↑ + 2H2O + K2SO4
Кислые соли взаимодействуют с щелочами с образованием средних солей.
Кислая соль + щелочь = средняя соль + вода
Например, гидрокарбонат калия взаимодействует с гидроксидом калия:
KHCO3 + KOH → K3CO3 + H2O
5. Растворимые соли взаимодействуют с солями. Реакция возможна, только если обе соли растворимые, и в результате реакции образуется осадок.
Растворимая соль1 + растворимая соль2 = соль3 + соль4
Растворимая соль + нерастворимая соль ≠
Например, сульфат меди (II) взаимодействует с хлоридом бария, т.к. образуется осадок сульфата бария:
CuSO4 + BaCl2 → BaSO4↓+ CuCl2
Некоторые кислые соли взаимодействуют с кислыми солями более слабых кислот. При этом более сильные кислоты вытесняют более слабые:
Кислая соль1 + кислая соль2 = соль3 + кислота
Например, гидрокарбонат калия взаимодействует с гидросульфатом калия:
KHSO4 + KHCO3 = H2O + CO2↑ + K2SO4
Некоторые кислые соли могут реагировать со своими средними солями.
Например, фосфат калия взаимодействует с дигидрофосфатом калия с образованием гидрофосфата калия:
K3PO4 + KH2PO4 = 2K2HPO4
6. Cоли взаимодействуют с металлами. Более активные металлы (расположенные левее в ряду активности металлов) вытесняют из солей менее активные.
Например, железо вытесняет медь из раствора сульфата меди (II):
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu
А вот серебро вытеснить медь не сможет:
CuSO4 + Ag ≠
Соль1 + металл1 = соль2 + металл2
Обратите внимание! Если реакция протекает в растворе, то добавляемый металл не должен реагировать с водой в растворе. Если мы добавляем в раствор соли щелочной или щелочноземельный металл, то этот металл будет реагировать преимущественно с водой, а с солью будет реагировать незначительно.
Например, при добавлении натрия в раствор хлорида цинка натрий будет взаимодействовать с водой:
2H2O + 2Na = 2NaOH + H2
Образующийся гидроксид натрия, конечно, будет реагировать с хлоридом цинка:
ZnCl2 + 2NaOH = 2NaCl + Zn(OH)2
Но сам-то натрий с хлоридом цинка, таким образом, взаимодействовать напрямую не будет!
ZnCl2(р-р) + Na ≠
А вот в расплаве эта реакция при определенных условиях уже может протекать, так как в расплаве никакой воды нет.
ZnCl2(р-в) + 2Na = 2NaCl + Zn
И еще один нюанс. Чтобы получить расплав, соль необходимо нагреть. Но многие соли при нагревании разлагаются. И реагировать с металлом, естественно, при этом не могут. Таким образом, реагировать с металлами в расплаве могут только те соли, которые не разлагаются при нагревании. А разлагаются при нагревании почти все нитраты, нерастворимые карбонаты и некоторые другие соли.
Например, нитрат меди (II) в расплаве не реагирует с железом, так как при нагревании нитрат меди разлагается:
2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 + O2
Образующийся оксид меди, конечно, будет реагировать с железом:
CuO + Fe = FeO + Cu
Но сам-то нитрат меди, получается, с железом реагировать напрямую не будет!
Cu(NO3)2, (расплав) + Fe ≠
При добавлении меди (Cu) в раствор соли менее активного металла – серебра (AgNO3) произойдет химическая реакция:
<